Обновление (17.06.2016): добавил информацию о правках и оплате.
Иногда мне приходится работать не только исполнителем, но и заказчиком.
Бывают очень печальные случаи.
Поскольку люди лучше всего обучаются на своих ошибках, то я стараюсь (хоть и не всегда получается) не жалеть 3D фрилансеров и веду себя как самый скверный заказчик. Хотя, как показывает всемирная практика - человечество на самом деле ничему не учиться, даже на своих собственных ошибках. Люди как погорали на пирамидах вроде МММ, так до сих пор и продолжают вкладывать в это все свои последние сбережения. Но я по жизни оптимист, так что буду надеяться, что хоть кому-то это да принесёт пользу.
Один из последних заказов меня сильно расстроил. Поэтому я разберу его сейчас по кусочкам.
Сначала публикую переписку с исполнителем как есть (только без имён). Под каждым письмом я буду писать свои соображения (что правильно, а что не очень и как нужно было бы поступить, с моей точки зрения). Соображения будут не только от имени заказчика. Я также буду рассказывать как я поступал в подобных ситуациях, будучи исполнителем.
Сумму привожу в долларах (чтобы читатели из разных стран понимали о чём идёт речь), но на самом деле сумма была оговорена в эквиваленте национальной валюты.
3D работник:
Добрый день! Очень заинтересовало Ваше объявление.
Есть 3 года опыта в игровой индустрии, высшее художественное образование и большие амбиции.
Умею работать в команде, ответственен и целеустремлен.
Имеется желание работать и развиваться в данном направлении, не пугает работа сверхурочно.
Моё портфолио [ссылка на портфолио].
Соображения:
Если фрилансер ПЕРВЫМ обратился ко мне, значит ему работа НУЖНЕЕ, чем мне найти исполнителя. А это означает, что я могу занизить стоимость/указать короткие сроки и работник, скорее всего, согласится.
С другой стороны, тридешник смог получить работу благодаря этому письму/предложению. Т.е. он не просто сидел и ждал, пока ему позвонят, а сам активно искал вакансии. Причём, это объявление было очень старым, но он всё равно отписал и получил заказ.
Заказчик:
В том виде, в котором вакансия объявлялась тогда, сейчас такой нет.
Но есть другая.
Смоделить и затекстурить корабли в стиле стимпанк по единственному рефу:
==== ТЗ на моделирование летающего средства в стиле стимпанк =====
- На выходе лоуполи модель корабля под сглаживание.
- Общая стоимость ДО 30k треугольников. Т.е. можно и меньше 30k. Главное, оптимально описать форму.
- Модель С UV-развёрткой. Количество квадратов ДО 3 (делить по материалам).
- Водителя делать не нужно.
- Все движущиеся части должны быть сделаны так, чтобы они могли двигаться/крутиться/смещаться (чтобы внутри не было дырок).
- Корабль делать не поломанным.
- Корабль симметричен за исключением той части хвоста, где находятся большие «шестерёнки» (они стоят как-бы рядом). Также приборы (похожие на часы на носу и на хвосте) должны находиться только с одной стороны.
- Мне также будет важна красивая топология. Где только можно использовать квады и лупы. Но особо париться над убиванием всех треугольников не нужно.
- Референс качества 3D модели (не топологии):
Бюджет $80. Срок - неделя.
Эту 3D модель вам нельзя нигде использовать (кроме показов в своём портфолио).
В том числе нельзя продавать её на стоках ни за деньги, ни за бесплатно.
Возьмётесь ли вы за такое задание?
Соображения:
Тот кто первый называет сумму - всегда в проигрыше. Поэтому, нужно всегда стараться ПЕРВОМУ спросить у оппонента о стоимости.
Но поскольку фрилансер отписал мне первым и я имел ограниченный бюджет на эту работу, то я сам назвал сумму. Расчёт был таким, что тридешник может поторговаться и поднимет немного сумму, но она всё равно останется приемлемой для меня.
Также, я назвал сумму в национальной валюте, чтобы обезопасить себя, если доллар снова вырастет 😉
Я не всегда получал ТЗ (техническое задание) от заказчика. Но я всегда его прописывал сам, перед тем, как приступить к работе. ТЗ спасало меня много раз от переделок, дополнительной работы, черезмерных правок и т.д.
За составление ТЗ (если оно большое) я брал отдельную сумму.
Но есть один подвох с ТЗ. Все неоднозначные места в ТЗ, обычно, трактуются в пользу того, кто НЕ составлял его. Дальше вы увидите, как это можно было бы использовать.
Кстати, когда я говорю ТЗ, то имею в виду также все сопроводительные изображения (концепты, референсы, чертежи и т.д.).
Будучи заказчиком, я всегда называю заведомо короткие сроки. Знаю по себе, что чем меньше срок даётся, тем быстрее делается заказ (даже если его, ну реально, нереально сделать за этот срок 🙂 ).
Даже если заказчик присылает ТЗ, то внутри вряд ли будет пункт, который бы ограничивал количество правок, сроки оплаты и другие неудобные заказчику моменты. Поэтому вы, как исполнитель, можете сами добавить эти пункты.
О правках можно написать прямым текстом (если заказчик утвердит такие условия): "Не более 5 правок на модель", "Правки присылать в течении 48 часов. Если комментарии не получены в этот срок - это означает, что модель принята". Или опосредованно, к примеру так: "Я показываю прогресс создания 3D модели ежедневно. Если я не получаю правок за прошедший день, то эта часть работы считается утверждённой. Правки по утверждённой ранее работе - платные".
Заказчик может обезопасить себя таким пунктом в ТЗ: "Работа оплачивается в полной мере, если выполнены все пункты ТЗ и соблюдены сроки". На что вы можете ответить своим пунктом: "Передача материалов происходит только после полной оплаты".
3D работник:
конечно! но можно с понедельника начать срок выполнения? у меня запланированы выходные с семьей
Соображения:
Вот это хороший ход - "с понедельника начать" 😉
Я поступил бы так же. Поскольку сроки утверждены, то их нужно соблюдать. А чтобы подстраховаться, то нужно либо оговорить, что дни - это, к примеру, только РАБОЧИЕ дни. Т.е. можно было бы уточнить, что неделя - это 7 РАБОЧИХ дней. Либо попросил бы отсрочить начало выполнения задания на несколько дней.
Лучшей причиной для этого будет такая: "Сейчас я заканчиваю предыдущий заказ. И смогу взяться за ваш только через 2 дня." Указывая такую причину, вы показываете заказчику, что не бедствуете, что у вас есть поток заданий, а значит вы профессионал, к которому стоит очередь из заказчиков, а значит можете выбирать только интересные заказы.
Но и причина "у меня запланированы выходные с семьей" тоже сработала 🙂
И за это дополнительное время можно было бы провести исследовательскую работу или даже начать моделировать (если вы не уверены, что вам хватит времени или опыта).
3D работник:
кстати, я так понимаю цена в $80 потому что ТЗ?
Заказчик:
Я не понял вопроса.
3D работник:
я делаю тестовое, за которое Вы оплатите 80. в дальнейшем цены будут выше или в таком же ценовом диапазоне?
Соображения:
А вот здесь прозвенел первый тревожный звоночек. Человек, который 3 года проработал в 3D индустрии, явно должен знать, что ТЗ - это уж точно не тестовое задание (я такой трактовки за всю свою 12-ти летнюю карьеру не встречал). К тому же, википедия по аббревиатуре ТЗ выдаёт на выбор либо тракторный завод, либо торговую марку, либо техническое задание :).
Заказчик:
Аааа. Нет. ТЗ - это Техническое Задание.
Но если меня полностью устроит работа, то смогу поднять стоимость.
Да, можете начать с понедельника.
Заказчик (спустя полтора дня):
Вы так ничего и не отписали.
Вы взяли это задание? Оставлять его за вами?
3D работник:
аа так я же написал, что с понедельника возьмусь. я уже начал, оставляйте!
Соображения:
Вот здесь, после того, как фрилансер узнал, что это не тестовое задание, нужно было начать торговаться (или даже еще раньше). Нужно было либо выбить себе сумму побольше, либо срок увеличить. Я уже столько раз постил ссылку на свою статью о минимальной ЗП для 3D-шников! И всё равно люди продолжают работать за гроши!
Т.е. если прикинуть, что одна неделя - это реальный срок, то эта работа должна была стоить, как минимум, на $100 дороже.
Обычно, если заказчик мне присылает какой-то заказ, который мне не интересен (или который я не могу взять из-за занятости), то я НЕ отказываюсь. Я называю ТАКУЮ сумму, за которую бы даже самый ленивый работник захотел работать сверхурочно 😉 Таким образом, если заказчик согласится - я заработаю кучу денег, а если откажется, то у заказчика в голове отложится эта сумма. И уже следующий тридешник (которому этот заказчик предложит эту же работу) заработает либо хорошо, либо шикарно 🙂
Ах да, ПРЕДОПЛАТА! Я, как исполнитель, всегда беру предоплату (даже если это заказ на $80). Предоплата - это опасная штука для заказчика, но хорошая гарантия безопасности для исполнителя.
Один раз я работал с бессовестным исполнителем, который необоснованно занимался вымогательством. Я оплатил ему предоплату. Он сделал половину работы. Увидел, что не рассчитал срок. Начал вымогать еще денег и при этом отказывался отдавать даже ту часть работы, которая уже была сделана. Таким образом, у меня оставалось только два варианта: либо прекратить сотрудничество и просто потерять деньги; либо доплатить и таки получить результат на руки.
3D работник (прислал задание в последние минуты срока):
Выполнил ТЗ в указанный срок, ссылка на модель - [ссылка на модель]
развертку прикреплю к письму, также готов текстурировать.
Если модель подходит - оплачивайте по счету: [номер счёта]
После оплаты высылаю модель, рассчитываю на дальнейшее сотрудничество.
Продолжение читайте во второй части.
P.S. 3D бюст в начале статьи сделан с помощью Zbrush и Photoshop.
Подпишитесь на обновление блога (вот 3 причины для этого).
Вам понравилась статья? Хотите отблагодарить автора? Расскажите о ней друзьям.
Или подпишитесь на обновление блога по E-Mail.
комментариев 5 к статье “Ошибки работы с удалённым заказчиком при создании 3D модели. Часть1”
Извините, в данный момент комметарии закрыты.
Спасибо, поучительная история…. жаль что когда занимался не знал многие из этих приемов….
В общем соискатель, вполне себе, честный и простой малый, в отличии от продуманного заказчика, который хоть и в мыслях, которые нам поведал ), но всё равно допускает …..
охохо, Юрий, да вы знатный садист, продолжения еще не читал, но я бы крепко задумался о выбранном исполнителе еще в тот момент когда он согласился делать хайрез/лоурез/UV и все за 80 баксов.
Расскажу небольшую историю из своей практики.
Работал я на одну аутсорс контору, платили не то чтобы хорошо, но мне, живущему тогда в маленьком городе и делающему первые шаги в 3д хватало. В один прекрасный момент пришел большой заказ на моделинг исторической техники с комментарием «ну чтобы было похоже», и ценник был заявлен в $100 за хайрез, потом посыпались фидбеки с правками которые ни как не вязались с «чтобы было похоже», заказчик хотел прям вот чтобы все как было у оригинала, все углы и закорючки, и все за $100.
Уж не знаю какой процент себе оставляла компания на которую я работал, не думаю что сильно большой, они товарищи хорошие и честные, но вот к чему я это все даже тогда, мне с опытом в пол года на аутсорсе цена казалась невозможно маленькой(2013 год) за требуемый уровень качества. а $80 вот за это, где нет ни чертежей ни рефов, а только картинка, из которой надо сделать модель такую же по пропорциям с чистой ровной сеткой.. 280, вот минимум с которого можно хотя бы начинать разговор ))
Так что фрилансер попался либо чертовски голодный, либо чертовски неопытный, что в прочем одно другому не мешает
да, упустил момент, как я понимаю модель нужна была не для геймдева, а под анимацию, и соответственно цена была только за модель с равномерной сеткой, я не самый большой спец в моделинге для кино и мультипликации, но 30к с равномерной сеткой на такую модель это не слишком оптимистично?
ну и получается цена в 80 долларов была за чуть меньший объем работ, но тем не менее минимум в условные $250-300 я бы оставил, и думаю что это еще весьма по божески
Хорошая статься, но…
Я не согласен с автором этой статьи касаемо того, что цену должен называть заказчик.
Есть определённые стандарты, расценки на те или иные услуги.
И под эти стандарты нужно подстраиваться.
А если заказчик называет цену ниже исполнителя — выходит, что заказчик пытается обмануть исполнителя. Это нечестно.
И да… Не стоит мой комментарий считать негативным.
У меня опыт есть в 3д 9 лет. Мне это всё знакомо.