Я думаю, что эта статья поможет не только взрослым начинающим 3D-художникам.
Иногда, я получаю письма не только от молодых людей, но также и от людей опытных (постарше), которые уже попробовали жизнь и хотят что-то изменить. Которые хотят, чтобы работа была не просто средством для выживания, но чтобы работа начала приносить еще и удовольствие.
Вот одно из таких писем и ниже мой ответ на вопросы из письма:
Добрый день,
с удовольствием читаю 3dyuriki сайт, говорю спасибо Вам.
Хотел спросить, а есть ли у Вас истории смены профессии на 3D в уже зрелом возрасте, после 30? закончились ли они счастливо? И как на Вы думаете - можно ли освоить эту область или в следствии ее скорости, динамичности она больше для молодой аудитории?
Сам я инженер телекоммуникаций, по образованию вообще шизик на букву "ф", но уже давно заметил, что в своей области я не развиваюсь, не двигаюсь да и честно сказать богатств особых не заработал, что вызывает не слабую депрессию... хотелось бы двигаться в творческую сторону, но чтобы выйти на определенный уровень в 3D, вечеров перед компом не достаточно, да и мало этих вечеров, нужно уделять время жене, родным. Вот и заинтересовало - были ли у Вас подобные случаи, ведь как правило пишут студенты, молодые люди, а как со стариками?
С уважением (и это не стандартная приписка)
Николай Р.
Приветствую вас, Николай!
Да, была у меня одна такая история (маленькая). Это было давно и сейчас моделеров намного больше, чем было тогда, а значит и работу найти сложнее, но всё равно вполне реально.
Я сейчас немного отойду от непосредственно ответов на ваше письмо и, возможно, буду говорить банальности, но я их всё равно хочу озвучить 😉
Работа есть всегда. Причём работа есть всегда как за маленькие деньги, так и за очень большие деньжища. Там где за работу платят много - конкуренция намного меньше, а то её и вообще нет. Отсюда вывод: нужно либо занять свою уникальную узкую нишу (и можно даже не быть профи, а просто единственным, кто это делает ;), а можно задрочиться и стать профи в том же моделировании персонажей (толковых персонажных моделеров ОЧЕНЬ мало, а тех кто может работать с анатомией человека, еще меньше). Это одна часть задачи по нахождению работы.
Но есть еще и другая часть задачи, которая очень важная и на которую редко обращают внимание - это продавец товара.
ОЧЕНЬ ЧАСТО мы покупаем товар НЕ потому что ТОВАР классный, а потому что ПРОДАВЕЦ был толковый. А когда вы предлагаете свои услуги тридешника - вы и есть продавец. Уметь предлагать свои услуги нужно не только фрилансерам, но и когда идёте на собеседование, чтобы устроится на постоянную работу в офис.
Ведь заказчик (покупатель ваших услуг) - это ЧЕЛОВЕК, а значит им управляют человеческие качества/чувства. И ему (заказчику) бывает проще закрыть глаза на некоторые недостатки вашей работы (вы медленно работаете, у вас много правок, у вас не самая идеальная топология или, наоборот, вы делаете шикарную картинку за счёт того, что много времени уделяете мелким деталям и т.д.), чем найти другого такого (к примеру, сговорчивого) как вы художника, который
- и приятный в общении;
- и готов идти на встречу клиенту;
- и не только сделает свою работу, но и научит, как потом ею лучше всего пользоваться;
- и подскажет "доделав вот тут немножко, можно получить на 50% лучший результат по продажам".
Я сам с этим сталкиваюсь очень часто. К примеру, когда я покупал машину, то я купил именно от этого производителя не потому что больше не нашел достойных альтернатив, а потому что мне понравился продавец! У моего друга случилась аналогичная ситуация: он ходил к зубному не из-за профессионализма, а потому что стоматолог была красивой девушкой.
VIP-обслуживание - это сейчас затёртое определение, но именно так и нужно предлагать свои услуги (свой товар).
Я часто встречаю и противоположные примеры. Захожу в местный магазин "всё в одном" (где и кастрюли можно купить и футболки). Мне нужно было быстро купить свитер тестю в подарок. Так вместо того, чтобы показать мне свитер и просто сказать: "он отлично подойдёт для пожилого мужчины!" (этого бы хватило, чтобы я потратил деньги), продавщица даже не соизволила встать со стула и не поднимая глаз сказала, указывая рукой: "одежда там". Я развернулся и ушел из магазина.
Еще пример, пишет мне заказчик "нужно просимулировать ткань на мультяшном 3D персонаже". Я узнаю подробности задания и оглашаю стоимость и сроки. В ответ получаю просьбу сделать это за 2 дня. Отвечаю, что сейчас занят на другом проекте и, поэтому, смогу уложиться в такой срок, только если потрачу своё оставшееся свободное время на ваш проект. Цена такой жертвы своим свободным временем будет увеличение стоимости. Заказчик соглашается поднять стоимость.
В итоге, по вине заказчика (он не смог вовремя выслать исходную сцену, потом он решил исправить анимацию персонажа и что-то там еще), начало выполнения задания отложилось на 5 дней. Казалось бы, стоило ли переплачивать мне, чтобы в итоге я сделал эту работу так, как до условий поднятия гонорара?
А теперь смотрим на этот пример со стороны заказчика. Поиск исполнителя - это трудная задача. Мега специалисты (которые у всех на слуху и которых легче всего найти) берут ОЧЕНЬ много и почти всегда заняты либо на 2-4 недели вперёд, либо вообще работают где-то на постоянной основе и берутся только за те проекты, которые им ОЧЕНЬ понравятся. Крутые специалисты (которых найти сложнее) берут много и тоже почти всегда заняты да и проектами также перебирают. Средние VFX-художники могут подвести как по срокам, так и по качеству. Ну а про начинающих нечего и говорить. В итоге, этот заказчик находит меня (того кто его устраивает и по качеству работы и по надёжности сдачи работы в срок), единственное "но" - я сейчас занят. Он понимает, что поиск следующего аналогичного кандидата обойдётся ему дороже (ведь нужно потратить время на поиск, переписку и т.д., а это время он может потратить на то, чтобы заработать деньги, а не на то, чтобы искать того, кому их нужно будет выплатить), чем зарезервировать меня за надбавку.
Этим примером я продемонстрировал, что заказчику нужно уметь продать не только своё умение, но и своё свободное время (которое вы бы могли потратить на друзей или семью). С заказчиком нужно найти контакт, нащупать, на что он может согласится и что он может потерять, если не согласится.
Правда, тут нужно не перегнуть палку. Однажды я выступал в роли заказчика и поручил моделирование персонажа, казалось бы, хорошему моделеру. Условий полной оплаты работы было два: успеть в срок и сделать персонажа до конца по ТЗ. В итоге, сроки были затянуты и прям посредине работы он отказался продолжать без получения остатка денег. Причем, даже если бы я перечислил ему деньги, то он всё равно не сможет даже приблизительно назвать срок сдачи 3D персонажа. Т.е. по сути, это был обычный шантаж. Ведь предоплату я ему уже перечислил; время, запланированное на разработку персонажа, тоже полностью потрачено; а моделер отказался высылать, даже ту часть персонажа, что уже сделал. И хотя я поддался на шантаж (у меня есть такая черта, что я всегда копаюсь в себе и думаю, что это я виноват в сложившейся ситуации) и всё закончилось более-менее полюбовно, но осадок у меня остался очень неприятный. Понятное дело, что больше я к этому человеку не обращусь.
Еще один важный момент при поиске работы - заказчик не покупает у вас тупо 3D-модель. Сама по себе эта модель ему нафик не нужна. Она ему нужна с какой-то целью. Обычно, конечная цель - заработать. А значит, вам нужно подумать, как помочь заказчику заработать ИЛИ сэкономить в будущем. Ведь если клиент попросил сделать модель бобра, но не уточнил, что этот бобёр для анимации и вы ему сделаете бобра на 3 миллиона полигонов, то потом заказчику потребуется нанять еще одного моделера, чтобы тот сделал лёгкую модель с правильной топологией под анимацию, а потом еще окажется, что он забыл о UV... или о том, что модель нужна для симуляции сверху одежды... и теперь, после симуляции штанов, жопа у бобра выглядит как будто он на рой пчёл сел...
Да, есть и другой подход. Если человек профессионал (делает всё быстро, очень качественно, в срок), то даже если он дерёт втридорога, даже если он ужасен в общении, даже если он требует доплату за малейшую переделку, то заказчик всё равно останется с ним. Это как с айфоном у меня было: да, четвёртая версия не ловила сигнал, если её держать определённым образом, но во всём остальном - это для меня был профи среди телефонов и поэтому я остался с этим "клиентом" и потом купил 4S (аналог тому, что я заказал снова 3D модель вредному, но профессиональному тридешнику).
Также я придерживаюсь мнения, что если заниматься занятием, которое нравится, то деньги, рано или поздно, это занятие начнёт приносить.
Но вы должны понимать, что тридешник - это художник (от английского 3D artist), а значит, чтобы быть прекрасным тридешником, не достаточно просто научиться владеть инструментом (молотком по камню или 3ds max по полигонам). Тут нужно понимать форму, цвет, композицию и другие похожие слова;)
По-поводу динамичности (скорости развития CG области). Я полагаю, что есть такие вещи, которые не поддаются старению/изменению. Появляются новые программы, выходят новые плагины, но на выходе люди всё равно видят обычную картинку, которую смотрят либо на твёрдом носителе (бумага, металл, пластик), либо на светящемся (экран монитора или телефона). И так же было во времена создания тех скульптур и картин, что украшают музеи искусства. И абсолютно не важно, как назывался молоток у художника (3ds Max или Maya) и с помощью какой технологии он был выполнен, когда он делал Венеру Милосскую. Важно только то, что этот человек подмечал важную информацию у окружающего его мира (т.е. понимал логику вещей и явлений, а также форму, пропорции, анатомию и другие заезженные слова 😉 Поэтому, если бы ему дали другой молоток (ZBrush), то он бы вылепил такую же Венеру (а может и не вылепил бы её вовсе, поскольку наличие Ctrl+Z делает из нас перфекционистов и мы можем настолько увлечься шлифованием, что не закончим работу никогда (я позаимствовал эту идею из ролика Кради как художник).
Логика работы некоторых современных 3D-редакторов совсем не изменилась по сравнению с пакетами десятилетней давности - всё те же вершинки, которые нужно тягать какими-то инструментами. Зато выходят новые пакеты, которые не хотят (по разным причинам) изучать профи старой школы. И вот здесь новички выигрывают, поскольку им всё равно за изучение какого пакета садится.
А если судить из опыта Швеции (не знаю, на сколько это применимо к нашим реалиями :), то у них почти каждый человек 3 раза за свою взрослую жизнь кардинально меняет профессию. К тому же, психологи утверждают, что каждая смена профессии благотворно влияет на человека. Ведь обычная рабочая рутина сразу же превращается в ежедневные открытия чего-то нового, а это очень поднимает настроение и жизнь становится лучше!
Что касается "стариков", которые не поспевают за изменениями, то у меня в универе был препод, которому было под 70 (а может и больше, я не спрашивал, а преподы на моём факультете очень хорошо сохранялись :). Так вот он в свои 70 освоил интернет и заодно английский язык (его очень радовал тот факт, что читая американские новости ночью он на 12 часов опережал наши новости) и его это так затянуло, что он постоянно нам рассказывал что он там находил интересного (по теме).
Еще пример, отцу моей жены на 60-тилетие сын купил комп и подключил инет. Теперь его не вытащишь из социалок и он напролёт шпилит в шахматы онлайн. Так что нет ничего невозможного, чтобы выучить что-то новое в возрасте.
Очередной пример: у меня пару лет назад появился друг, так он 3D начал изучать после 30 лет (сейчас ему за 40), а по профессии он актёр (и 3D занимается в свободное от основной работы время). После того, как он (где-то полгода назад) устроился в офис 3D-скульптором ювелирки в ZBrush, то уделывал там молодых работников на раз-два.
А как мы помним из "Москва слезам не верит" - "теперь то я уж точно знаю, что в 40 лет жизнь только начинается!" 😉 Так что нечего себя загонять в старики, если вам перевалило за третий десяток.
Конечно, вы должны понимать, что в офисе, на реальной работе, учится вы будете намного эффективней, чем дома. Но пока у вас опыта нету, то придётся опыт набирать дома. Чтобы не терять время на самостоятельное изучение (самостоятельно можно выучить ВСЁ, но потратите вы на это намного больше времени, чем на изучение по профессионально составленной учебной программе), вы можете пойти на курсы.
Причём с помощью профессиональных курсов можно получить более ценные знания, которые даже не на каждой работе можно получить.
С одной стороны, идти лучше на реальные курсы (а не на курсы онлайн). Так вы с единомышленниками познакомитесь да и дело пойдёт быстрее. А с другой стороны, не всегда есть возможность посещать крутые реальные курсы. По некоторым специальностям может даже никто и не преподаёт реальных курсов, а есть только обучение через интернет.
И напоследок (наверное, не очень оптимистичные несколько предложений), если вы выбираете эту специальность только из-за денег, то я бы не советовал это делать. Ведь тридешник - это, как я подметил выше, художник. А как, вы, наверное, знаете художников больше ценят после их смерти, чем пока они живы ;)))))
Есть очень много "специальностей", которые принесут вам больше денег и быстрее, чем специальность тридешника. Поэтому, я бы советовал становится тридешником только в том случае, если это вам приносит неимоверное удовольствие. Ведь по сути, мы ходим на работу, чтобы заработать деньги, которые потом тратим на то, что приносит нам удовольствие. А если работа и так приносит нам удовольствие, то значит денег уже нам нужно меньше 😉
Подпишитесь на обновление блога (вот 3 причины для этого).
P.S. Работа на заглавной картинке сделана в ZBrush с обработкой в Photoshop.
Вам понравилась статья? Хотите отблагодарить автора? Расскажите о ней друзьям.
Или подпишитесь на обновление блога по E-Mail.
комментариев 55 к статье “Не поздно ли начинать 3D заниматься?”
Извините, в данный момент комметарии закрыты.
Стать тридешником после 30? Да запросто. Было бы желание. Был у нас в компаниии человек который в армии служил до того как к нам попал. Ему было за тридцать когда он стал осваивать MAX и всё у него получилось.
Спасибо, Юрий, за эту Вашу статью!
И, вообще, спасибо за все Ваши уроки, статьи и информацию, которую Вы нам предоставляете.
Мне 58 лет, я архитектор. Начала я работать на компе в 1994году. Работала в AutoCad и в 3d Studio, которые запускались еще под DOS . Вы совершенно правы перестраиваться на новые программы очень тяжко, особенно когда много текучки и не хватает времени. Приходится все время мониторить ситуацию и этом Вы помогаете просто невероятно!
И еще (тут Вы тоже правы) — есть умение работать, а есть умение зарабатывать. Можно быть классным специалистом, а зарабатывать…увы, не много…
А по поводу возраста — у меня много знакомых, которые начали работать на компьютере в очень солидном возрасте и сейчас не представляют себе жизнь и работу без него.
Кстати, сколько я уже работаю в MAX — я почти каждый день узнаю, изучаю, пробую что-то новое! Это потрясающе интересно!
Извините за длинное письмо, и СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ !!!
С уважением, Валентина Александровна, архитектор.
А у меня не получается, сейчас мне 30 🙁
По образованию ITшник, был студентом интересовался 3Д, тогда у меня был 3d studio max 3.0 и не было интернета, была одна книжка, которая описывала все модификаторы макса и их настроечки, а конкретных примеров моделирования в ней не было. Спустя время закинул макс. Нашел работу сначала програмистом баз данных, потом инженером в софтварной компании. А года 2 назад понял, что эта работа не приносит удовольствия и тянет в творчество, хочу все таки заниматся 3Д графикой. Год вспоминал Max, делал туторилы и какие-то личные проэкты для портфолио, в целом изучал, что такое CG индустрия. Спустя год взялся изучать ZBrush по туториалам, решил кроме Max освоить Maya, пошел на курсы, после которых поднялась трохи персонажка, как моделирование так и анимация (бо до этого в максе персонажи давались тяжело). Параллельно на базовом уровне ознакомился с After Effects и Nuke, неплохо знаком с Photoshop. Трохи пробую фотографировать для общего развития и понимания как работать с камерой.
По факту на даный момент знаю 3ds max и Maya, имею Автодесковский сертефикат Maya об окончании курса в авторизированном тренинг центре, знаком с ZBrush + знаком с сопутствующими тулзами, для разверток, запекания карт (UVLayout, xNormal). Владею базовыми навыками композа в AE и Nuke. Немного за 2 года насобирал портфолио. Работаю, как написал выше, инженером с софтварной компании имею пусть и незаоблачную но неплохую зарплату. За последние пол года мне отказали, если я не ошибаюсь, 8 компаний (я не знаю есть ли еще в моем городе такие компании), занимающиеся 3Д. В 1-ой не понравилось качество выполнения тестововго задания, в другой не были готовы предложить интересную для меня ЗП (сильно демпинговать свой нынешний доход я не могу, бо жена в декрете и маленький ребенок). Во всех остальных дали отказ после отправки резюмэ/портфолио. Днем работаешь на уже нелюбимой работе вечером с семьей стараешься провести время, а как жена укладывает ребенка и сама ложится то стараюсь трохи позаниматся 3Д. Но опять таки рост медленный, часа в день не хватает на стремительное развитие.
Самомотивация еще есть, но ее потроху убивают 3 фактора:
1) полученые отказы от работодателей в данной индустрии.
2) развиваюсь медленне чем, скажем, студенты, которые больше времени этому могут уделить.
3) даже если мое портфолио и понравится и меня пригласят на собеседование, то я все равно котируюсь как начинающий 3Д шник соответственно ЗП врядли мне предложат такую как я имею сейчас. а сильно ее демпинговать как я же писал выше не могу. На турбосквиде за год модельки заработали мне аж 100 баксов. Фрилансом не интересуюсь, опять таки из-за недостатка опыта в данной индустрии, да и фриланс это не стабильный заработок, а для семьи нужна стабильность.
Вот так вот…
ЗЫ. С автором сайта пообщался бы с удовольствим бы в личке, сайт читаю давно.
У меня в 28 лет тоже не получилось ( пробовала освоить 3Дmax)— не пошло, более того, курсы автокада+max за 2 месяца, которые я нашла в то время в своём городе, отбили надолго охоту заниматься 3Д.
прошло 10 лет и вот опять появилось желание. Осознанно, с желанием поменять что ли не всю жизнь, я пошла на курсы ( это сократило время изучения). Не скажу, что было легко… Но курсы закончила. Тоже не было опыта и вот как раз работая днём на работе, а вечерами бралась за бесплатные проекты от инди разработчиков, чтобы просто наработать опыт. Заметили. Пригласили в проект. Тоже инди, но за время работы в проекте научилась очень многому…Не так страшно уже и знаю как учиться быстрее.
Не скрою, что мне помогало отсутствие больших семейных обязанностей. Хотите стабильность? Нужен опыт. А для опыта нужно много работать ( даже если это будут какие то малооплачиваемые проекты) Не бывает всё и сразу. Иногда надо чем то жертвовать (пусть даже временно) . Но всегда заниматься тем, что нравится.
В моем городе, по моим наблюдениям не очень много фирм, занимающихся 3d. И меня пугает то что я росту не так быстро, как хотелось бы. И просто вокансии позакрываются теми, кто вырос быстрее меня. Как то так.
1. Значит надо расти быстрее. Да, эта индустрия —сплошная конкуренция, и с каждым годом число 3дешников растёт. Это надо помнить и учитывать. И поэтому усердно работать над собой, чтобы идти в ногу с молодёжью. Иначе никак.
Вы должны быть «самым лучшим» для себя, самым сильным. Если вы ничего не будете делать для этого, то положение не изменится.
2.Кроме того, став лучше, став сильнее, вы уже не будете так «держаться» за несколько вакансий в вашем городом. Вы сможете найти стабильный фриланс и спокойно работать дома.
3. Я понимаю, что факторы наличия семьи и маленького ребёнка в доме—это отвлекающие моменты, но в вашем случае, мне кажется, всё что вам нужно сейчас — сделать достойное портфолио. и пробовать искать работу не только в вашем городе.
4. Да и вакансии могут периодически открываться. Кто то устроился на работу раньше вас. ну и что? появятся другие вакансии. а тем временем, вы не останавливайтесь нарабатывать опыт дома.
Ну я же не говрю что я прям остановился 🙂
каждый день работаю над собой, стараюсь делать личные интересные проэкты в данный момент, ккоторые пойдут в портфолио. Тут так немного выговорился, поделился трудностями и мыслями. А ваще мечтаю работать в ILM, правда жена против переезда в америку, но думаю если будет работа в ILM, то я ее уговорю как-то 🙂
Мечты имеют свойство сбываться 🙂
Я так в 20 лет учась играть на акустической гитаре мечтал об электрогитаре, выйти на сцену и как Джон Петруччи поставить ногу на монитор и играть крутые рифы. Та мечта сбылась, на сцену с гитарой я выходил неоднократно 🙂
Проблема в распылении сил. Нужно выбрать одно направление и его развивать:
1. Геймдев
2. Инжинерия
3. SFX
4. Визуализация
Уже после освоения одного из направлений можно двигаться дальше.
К примеру, освоил создание контента под игровые движки. Можно смело пробовать фрилансить. Бояться, что нет опыта не надо, придёт, стоит только попробовать, тем более за спрос денег не берут — информации на тему сколько попросить за услуги масса.
По геймдеву могу подсказать, что прокачать и какие вообще требования сейчас.
Был бы рад, если подскажете, попробовал бы сделать акцент на создании моделей для игр сейчас это актуально. Но мне интересней, если честно, сознание хай поли контента претендующего на фотореализм для кино и трейлеров к играм. В этом плане мне очень в карту, то чем занимаются 3д шники в компании Плариум, но к ним 3д специалистом пока по уровню не тяну. Могу скинуть свое портфолио, скажете над чем порабоать.
Закружился и только сейчас смог прочесть 🙂 Давайте пообщаемся:
Skype: llligorlll
«По геймдеву могу подсказать, что прокачать и какие вообще требования сейчас.»
да, подскажите, пожалуйста!
Для начала скажи, что тебя интересует. Если просто создание 3D-контента, то нужно освоить в обязательном порядке: hard surface моделирование; создание развёрток Unwrap; baking с high poly на low poly; создание LOD`ов; текстурирование под физически корректный рендеринг (PBR).
В итоге получается такой набор программ к освоению:
3D Max или Maya или Blender (предпочтительней, так как бесплатный) — создание основной геометрии.
Zbrush или 3D Coat (предпочтительней, так как более универсальный) — скульптинг, текстурирование по модели. Если брать 3D Coat, то так же удобно делать развёртку; запекать нормали; делать ретопологию.
Photoshop или Gimp — текстурирование
xNormal — baking
Набор Quixel (nDo2, dDo) или Substance Designer — процедурное текстурирование, генерация текстурных карт
Marmoset toolbag 2 — для тестирования текстур и геометрии под физически корректный рендер (PBR).
Такой вот джентельменский набор потребуется освоить, чтобы мочь создавать 3D контент под современные игры. Вполне можно обойтись стандартным набором, который предлагают указанные выше программы, т.е. всякие плагины, рендеры и прочий мусор в большинстве случаев будет только мешать.
В принципе всё верно. Добавлю, что для персонажки хорошо бы знать анатомию человека (многие упускают этот момент), чувствовать пропорции и основные формы.
Для моделирования в целом — побольше наблюдать окружающий нас мир.
народ,а давайте подтягиваться в skype…будем общаться друг с другом,помогать,мотивировать и тд…на мой взгляд рендер.ру и тем более 3ddd.ru —(имхо)немного высокомерны в плане помощи новичкам,да и просто в общении)))
ps мой скайп spongeable—-буду рад помочь)))
А мы уже сделали для себя уютное местечко с «живым» чатом. И форум с возможностью показать свои работы и ответить на вопросы начинающих. Будет желание — присоединяйтесь!
http://www.viewport.com.ua
>>а мой взгляд рендер.ру и тем более 3ddd.ru —(имхо)немного высокомерны в плане помощи новичкам,да и просто в общении)))
Согласен на 100%
Спасибо за позитивную статью.
Я по профессии экономист мне уже за 40 и уже чего то достиг, но ради удовольствия грызу Маю и такие статьи помогают не останавливаться и идти к своей мечте.
Мозг — это нейронная сеть, и к 30 годам она развита намного лучше, чем в 20 лет. Конечно же столь мощный инструмент освоит новую информацию намного быстрее.
По сути 30-40 летний человек — это супермен, по сравнению с ребятами 20 лет, которые если и преуспевают, то лишь потому, что избыток свободного времени на обучение.
Поэтому для взрослого человека лишь одна проблема — найти свободное время.
Прям бальзам на душу )
Главное — верить в свои силы!
Когда я начинала работать в 3Д не было столько информации, учила программы по книгам и методом «тыка».
Сейчас в интернете много информации, уроков.
Поэтому — настойчивость и верить в свои силы!
Точно, Валя! Поддерживаю!)
Учиться никогда не поздно! Главное, что бы это нравилось и был интерес. А учиться можно не только для работы но и для себя. Просто нужно ДЕЛАТЬ-работать в данном направлении каждый день понемногу, не обязательно на «дядю», а для себя и остальное приложится.
Успехов Всем! 🙂
Ребята, может кто знает где собираются тридэшники в Харькове ? Я бы с удовольствием влился. Мне за 30) Тоже парился по поводу возраста. Прочел вас — попустило. Сайт почитываю давно,Юра спасибо. И тебе, Веста, спасибо — твой блог тоже читал) Всем мира! Высказался))
О! Так это Вы на нашем форуме сегодня появились! Добро пожаловать, земляк! )
Я как 3Дешник сейчас больше домосед, так как постоянно стараюсь что то делать за компом.Но вот когда училась на курсах, там было попроще общаться с единомышленниками. ) Вам всего за 30 ))) юный возраст для 3дешника, сейчас средний возраст намного старше стал, кто начинает учить CG.
По поводу тусовок. Мы с ребятами однокурсниками раньше собирались ( то в теннис поиграть, то порисовать) сейчас всё реже и давно это было. Хороший повод для встречи 3дешников—это творческие встречи ( анонсы которых мы выкладываем на форуме в новостях), конференции, например, ежегодная «Нода», более глобальная конфа «CG-Event» — там некоторые едут в Киев даже или в Москву.
Ну а раз вы зашли на наш сайт, там есть живой чат (в разделе форум) —можно для начала и там пообщаться, познакомиться)
[Изначально этот пост был написан транслитом, я его перевёл автоматом, поэтому не обращайте внимание на правописание. Приметка автора блога]
Разрешите и мне вставит свои 5 копеек. Интересную тему подняли.
Сначала о жизни после 30. Знаю много людей которые начинали после 30. Да в Европе в 30 только начинают что то учит. Вопрос в самомотивации.
Помну когда начинал не мог найти работу совсем, отказов било огромное количество. Отчаяние било сильное. Прошло 5 лет и я работаю за границей. Получаю больше чем вся команда дизайнеров у меня на родине в Украине. (В Украине тоже работал 5 лет, не сразу уехал).
В чем сут то. Недавно прошелся по сайтам фирм где мне отказали. АБСОЛЮТНО все уже банкроты. Помну даже один чел который мне отказал (одна крупная разорившееся гаме студия) бил у нас на собеседовании. просился ко мне в помощники. жизнь жестока.
Ну и хотел дать пару советов людям на месте которых я был и чувствовал то что чувствуют они сейчас.
— если вы идете в 3D ради денег, ОЧЕНЬ не советую. идите лучше в программеры или какую-то еще
— 3д отрасль самая быстроразвивающаяся в IT сфере. Надо постоянно учится. Всем. Конкуренция тоже большая.
— чтобы стать хорошим 3д дизайнером надо быть хорошим безработным. Посидите дома, поучите (фраза не моя но нравится)
— работодатель говорит что возьмет скорее дизайнера который хочет учится чем опытного. Забудьте, это все пи..дёж. Всегда возьмут опытного. Правда и пожалеют 100 раз.
— если вас взяли то первое на что будут смотреть это желание учиться.
— постарайтесь выбрать более узкую специальность. У меня это Реал Флов (RealFlow)
— Если вы совсем новичок советую изучать Houdini. С ним легче найти работу. Даже человека с небольшими знаниями в нём возьмут.
— Для работы за границей ван нужен английский. Если вы думаете что знаете язык значит вы такие же наивные как и я. В Киеве я сдал тест на уровне Advanced. Первый месяц за границей я плакал. Чесн слово. Не понимал людей совсем. Щас получше.
— и самое главное. Никогда не падайте духом. Я прекрасно понимаю что чувствует человек которому постоянно отказывают.
Mike, Спасибо!:)
Спасибо
Приветствую вас всех! Мне уже за тридцать и чувствую некии дискомфорт по этому. В отличии от некоторых из вас я к этим программам (3ds max, maya, nuke, zbrush) вообще не притрагивался. Когда то устанавливал 3ds max, из за слабеньких мощностей моего компьютера, когда вьюпорт выдает 5fps, бросил это занятие. Сейчас, хорошо разбираюсь во внутреностях копьютера. Хочу, что бы когда я сяду за 3ds max либо maya, вьюпорт ворочался при 60fps, a рендер сцен был стремительным. У меня жена и ребенок, работаю только я, тот день когда я сяду за 3ds max неизвестно, но когда смотрю трейлеры к играм Halo, Assasin Creed то чувствую, что всё осилю и соберу мощный компьютер и выучу эти 3D программы.
Спасибо Юра за прекрасный сайт.
> В отличии от некоторых из вас я к этим программам (3ds max, maya, nuke, zbrush) вообще не притрагивался.
Вы не поверите, но 5 лет назад я тоже к ним не притрагивалась.
Да, я соглашусь, что когда есть семья—это уже ответственность, и кажется, что трудно начать что то новое. Но вот сам Юрики на одной из встреч говорил, как важно иметь рядом кого-то кто бы мог поддержать тебя и подтолкнуть к изучению. Именно его жена ему, как мне помнится, помогла. Так что, было бы желание. Вместе вы справитесь!
Подскажите, пожалуйста, как устранить ошибку: при рендере появляются черные пятна (в окне свет, использовала модификатор VRayLight) с ним что то не так? как исправить? заранее благодарю)
Причин может быть много (а значит и методов устранения ошибки). Две основные:
1. недостаточно качественное глобальное освещение.
2. плохая геометрия (несколько полигонов находятся в одном и том же месте и лежат в одной плоскости).
Здравствуйте, не подскажете, как скрыть\(удалить) ненужные колонки меню в режиме редактирования editable poly?
Добрый день, Юрий! Спасибо Вам за ваши труды! Ваш блог действительно вдохновляет и вселяет еще больше уверенности. Хотелось бы получить от Вас совет на какие курсы по CG в Украине стоит записаться? Онлайн курсы не вариант
Здравствуйте, Дмитрий!http://3dmaya.com.ua/
Спасибо за приятные слова! 🙂
Я не учился на украинских курсах, поэтому не могу вам что-то посоветовать лично. Но на слуху харьковские курсы
Также можете расспросить о курсах у отличной тридешницы, Светы, которая, кажется, их заканчивала — http://vesta3d.blogspot.com/
Привет, ребята!
http://viewport.com.ua/3d-shkoly-kursy-online-kursy/
Да, я закончила харьковские курсы (8 месяцев) 4,5 года назад.
За это время курсы очень видоизменились — сменились преподаватели, сменилась программа, помещение, появился онлайн курс ( когда я училась, было только очное обучение)
Я не могу рекомендовать нынешний курс. Выбор за вами. От выпускников слышала как положительные так и отрицательные отзывы. Но скажу за себя.
Для меня, как для человека раньше вообще ничего не знавшего о 3Д— курс был сложным, но в тоже время очень интересным. Огромный поток информации, который откладывался в подсознании либо не откладывался вообще.
НО! Если бы не эти курсы , ни опыт сокурсников и их результаты, я бы не знаималась сейчас 3Д вообще. Именно учёба в коллективе помогла мне перебороть мои страхи и неудачи во время учёбы.
Да, возможно сейчас я бы строила программу иначе, но тогда я просто была студенткой, для которой всё было новым. Скажу так… курс лично меня научил ориентироваться в этой сфере и научил где искать ответы на вопросы, основная учёба для меня началась уже после окончания курсов, на практике во время реальных проектов.
У нас на форуме ( viewport.com.ua) есть отдельная ветка, посвящённая курсам в Украине и за её пределами. Почитайте, и, возможно, вы найдёте для себя что-то новое.
Удачи!
Спасибо за жизнеутверждающую статью. Особенно последнее, — мы зарабатываем деньги, чтобы тратить их на то что приносит нам удовольствие! Всю жизнь я занимался тем, что мне нравилось и менял профиль работы. Но когда стал IT ником, за 20 лет не смог вырваться из этой системы. 3д мне всегда нравилось, вот только «толкнуть» этот паровоз я не смог. Наверное мешает опыт полученный в жизни, во всем видеть рациональное зерно, или возможность превратить знания в деньги, берет верх. И теперь понимаю надо вырваться из этого круга, скоро 50, и менять нужно что-то кординально. И хочется сделать выбор в сторону 3д рисования, только получается как в картине про шведский стол — все такое аппетитное, чтобы такое съесть вкусное. Иначе говоря не знаю с чего и куда начать.
Читаю Ваш сайт и погружаюсь в мир 3д художника, где свои законы, терминология и магия творчества. Хотелось бы узнать что мотивирует Вас, чтобы писать такие статьи, которые вдохновляют других. Если не жаль поделитесь.
Начала учить 3Д когда было 38. ни капли не жалею, что познакомилась и связала часть жизни с этим. Единственное, что не получается —это перевести дело в деньги. Зато каааайф от работы! )))
Мотивирует лично меня— желание сделать готовый продукт, приносящий радость многим пользователям, оставить после себя знания, передать их другим.
У нас на форуме тоже есть успешная 3Д-ешница, которой как раз 50 уже 😉
Обычно, у меня такие статьи получаются, когда в душе либо что-то накипело, что пора об этом написать. Либо когда, наоборот, очень радостно. Когда я в восторге от чего-то и хочу этим поделиться 😉
Спасибо за поддержку.
Вот скорее всего я наверное и дергаюсь, потому что пока не вижу как в будущем я согу превратить свои знания в доход. Хотя интуиция и говорит за этим будущее. Полагаю рынок 3 д развивается, у меня у знакомого появился 3д принтер, он пытается что-то на нем делать. Другой ударился в 3д мах, все моделит интерьеры. По мне так это что то из рутины. А хочется творчества в движении. Я за 20 лет подготовил кучу спецов по компьютрам и сетям интернет. Хотя цели предподавать никогда не ставил. И всегда охотно делюсь знаниями.
наш человек!
Для статистики и поддержки 3Д шников, решил написать в этой статье комментарий. Почти 2 года назад я писал, что тяжело найти работу по 3д, и тяжело угнаться по скорости развития за молодыми специалистами, у которых больше ремени на обучение и больше энергии.
Так вот все это время я продолжал самомстоятельно выполнять уроки и моделировать для портфолио, акцентировал свое внимание на моделировании для игр. Так же я продолжал искать возможности профессионально стать 3Д художником, продолжая работать на старой работе. Завалил кучу тестовых заданий по 3Д, получал негативные отзывы о портфолио, один был такой, что хотелось ваще снести с компа все, что касается 3Д, но любовь к 3Д побеждала и я продолжал моделировать. На основной работе мне по совместительству дали возмоность принять участие в 2х небольших проэктах в качестве 3Д художника, но к сожалению это направление не закрепилось. Упущу дальнейшие подробности, но полтора месяца назад выполнив тестовое задание и пройдя интервью, я получил оффер от киевской компании. Сейчас я уже месяц работаю 3Д художником в компании, которая делает модели для очень известного ААА игрового проэкта. Мне пришлось перееать со Львова в Киев. Но все же я добился желаемого. В сумме оклада я не потерял, единственное что в Киеве жилье дороже, но не критично. В целом с момента моего решения сменить специальность на 3Д до получения работы в данной сфере прошло более 4х лет 🙂
Отличный пример! Я помню твои отчаянные попытки найти работу и вот видишь! Свершилось! 🙂
Очень рада за тебя, Андрей! 🙂 Удачи тебе и творческих успехов на поприще 3Д !
Мои поздравления =)
Прочла всю ветку комментариев, спасибо всем отписавшимся, особенно guard1an’у за последний комментарий — такие истории вдохновляют. Я только-только делаю первые шаги. Основное время занимает работа, которая совершенно не связана с 3д, и ребенок, которого я воспитываю одна, поэтому работать меньше и больше времени уделять учебе пока не выходит. Но 3д (неожиданно для самой себя) стало затягивать. Нравится. Естественно, смотрю на это занятие также с точки зрения возможности заработка, так как учить его исключительно удовольствия ради — роскошь. Поэтому в приоритете развитие по основной работе, а 3д пока хобби, возможно они когда-нибудь поменяются местами.))
У меня тоже началось как хобби 🙂
Когда я решил сменить профессию на 3Д художника, у меня родился сын и жена ушла в декрет. так что мой доход был единственным в семье. Когда жена с ребенком ложились спать, я садился выполнял туторилы по моделированию, читал статьи, делал тестовые, их было много достаточно. Некоторые проекты по туториалам или для портфолио затягивались на пол года, но старался все доводить до конца, что бы работу положить в портфолио. Ну и жена меня поддержала, когда я получил офер в другом городе. И вот уже 4 месяц живем в Киеве и я моделирую.
Как бы это не банально звучало, главное не здаваться 🙂
Спасибо за статью и за комментарии ! Радует, что не одна я такая). Мне 39 лет, специальность оооочень далекая от 3Д моделирования, все финансовое обеспечение семьи на мне, основная работа занимает много времени. Но в этом году я решалась осуществить свою давнюю мечту и пошла на курсы 3Д Майя в Харькове. Всегда очень нравилось это направление, видела рекламу курсов и раньше, но считала, что это для более молодых. А недавно поняла — или я что-то пытаюсь изменить сейчас, или так и останусь — жить как получится…
Честно говоря — очень страшно ! Не менять профессию страшно, а боюсь, что не получится, что в почти 40 лет буду начинающим специалистом без опыта и как найти первую работу… Но ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ! Стараюсь, пыхчу над ДЗ. Жаль, мало свободного времени, отстаю от молодых студентов. Когда не получается — жутко расстраиваюсь, когда получается — просто счастье)))
А когда сделала первую простенькую модельку и дети сказали: «Мама круто!» — вообще хотелось танцевать))))
Очень рада, что увидела на форуме харьковчан !
Буду стараться дальше!
Повторюсь, но… Начала учить 3D в 38.Ни капли не жалею.
Всё у Вас получится! (Привет от харьковчанки) 😉
Спасибо за поддержку!
Я тоже живу в Харькове) Радует, что нас много. Курсы супер, в компании заниматься веселее. Я пока учусь дома, в Риноцеросе. Хотя насколько я поняла, в основном 3д макс все хотят (подписалась на рассылку вакансий, чтобы понимать примерно, кого ищут).
Вот почитал все ваши ответы, и тема прямо про то что болит хоть в депрессию уходи. Вот и мне стукнуло 30. Начал изучать 3D дома после работы. Хоть по пару часов, хоть по 15 минут когда времени нет, но сажусь, что бы ломки не было. Но к сожалению в Николаеве практически нет 3D студий кто бы мог мог взять juniora. По резюме ни кто не берет меня, учить ни кто не хочет наверно). Руки опускаются, и начинаешь думать что так оно и останется в роли хобби, мои старания и потуги. Но почитав здесь ответы силы вновь будоражат кровь, и Весте спасибо, очень много помогает на вьюпорте.
Спасибо. Приятно читать. Значит, не зря стараюсь.
30 лет… Какой прекрасный возраст!
Но откомментирую Ваше сообщение.
«По резюме меня никто не берёт»— значит надо сделать такое портфолио, чтобы Вам начали писать и предлагать работу. Я его не видела, но могу точно сказать, что работы —это и есть показатель того, что вы умеете, и не надо никакого резюме. Только портфолио!
Что значит— никто не хочет учить? Учить Вас никто никогда не будет. Вы сами должны хотеть учиться! И если самому очень тяжело, то порекомендую курсы. Что они дают? Экономия времени для самообразования— Вы быстрее учитесь, Вы знаете где искать ответ после курсов.. Курсы—не гарантия ваших результатов, но гарантия того, что учиться самому вам будет намного быстрее. да и вопросов будет меньше. хотя… наверное не меньше )))
Старайтесь, чтобы ваше хобби перестало быть просто хобби, надо сделать так, чтобы оно было приоритетным, тем, чем вы в будущем хотите заниматься постоянно и зарабатывать на этом. Для этого, в своё время , мне пришлось рискнуть, отложить все дела, работу и погрузиться в учёбу с головой. Спасибо курсам, спасибо форуму, на котором я тоже выросла как 3Д моделлер. Не страшно начинать учиться поздно, страшно не хотеть учиться совсем.
Удачи Вам!
Почитал тут мудрых людей, что-то заинтересовало, я сам инженер-конструктор по образованию, с 3д сталкиваюсь не понаслышке, только у нас твердотельное моделирование, подскажите, насколько сложно перестроиться и был ли у вас такой опыт? А то моя профессия конечно хорошая, но в Москве за нее платят небольшие деньги, а хочется конечно больше, да и как говорят, конструктор это тоже творческая профессия, думали с другом игру забацать, он юнити изучает, мне 27, и если кто подскажет хорошие обучалки буду вам вообще очень признателен!)))
Форумчане, не закидайте помидорами, нужен реальный совет так как сама на распутье, куда идти не знаю.
Образование IT и работала в той сфере до декретов. Потом воспитание детей 9 лет (то есть про образование можно забыть дабы вернуться в профессию мало вероятно, все начинать с нуля) плюс к этому второе образование, языки (англ, фр)
Сейчас есть необходимость возвращаться в профессию. Но так как с нуля, то выбрать стоящее направление надо и где реально начать зарабатывать.
На Udemy прошла курсы по Photoshop преимущественно для создания сайтов. Но конкуренция на американских платформах просто огромная. Убивает напрочь желание работать. Сейчас там же прохожу курс по Maya.
Моя ситуация еще усложняется тем что работать в офисе никак не смогу, уезжаю в Сенегал/Африка. Так что либо фриланс, либо удаленная работа
Дайте совет, стоит развиваться в 3d направлении? Стоит ли начинать? Мне 37. Завораживает архитектура больше всего.
Заранее спасибо за ваше мнение.
Точно могу сказать —не поздно! Я начала изучать 3Д в 38. Со мной на курсе были и одногодки (с двумя взрослыми детьми) и старше— все работают в 3д индустрии, один из них аниматором. Конкуренция в CG везде сейчас большая, поэтому придётся напрячься, чтобы быть конкурентноспособным. Работу удалённо (на фрилансе) сейчас часто выбирают и нормально работают в таком режиме. Тут может у Вас какое то время занять просто изучение инструментов и наработка портфолио. от Вас зависит—сколько на это уйдёт время.
3Д, считаю, по любому, перспективной индустрией. Нужно только свою нишу в ней найти. И обязательно ( обязательно!) делать то, что нравится!
Удачи!
Всем привет!
Наткнулась на ваш блог совсем недавно. Прочитала все комментарии и как же здорово, что здесь столько отзывчивых людей!
Я очень хочу сменить сферу деятельности, 10 лет отработала в мебельном производстве по индивидуальным заказам. В одной из компаний как раз использовали 3d max, рисовали мебель и небольшие интерьерные сцены. В течение этих 10 лет, то возвращалась к 3d max, то забрасывала его. Учась в универе начала знакомство с Vray, делала проекты для курсовых и диплома. Сейчас мне 33 и я из небольшого города переехала в Петербург. Снова устроилась в мебельную компанию, но скрипя сердцем. Т.к. пусть даже я так называемый «дизайнер», но на самом деле продажник, я стала уставать от постоянного потока людей, а я еще интроверт –флегматик в придачу. Очень долго анализировала, чем мне интересно заниматься, ведь так важно делать то, что любишь, что вызывает восторг. И 3d визуализация это именно то, чем хочется заниматься. Знания у меня конечно базовые, но планирую пойти на курсы, т.к. график работы удобный — 2х2. Но меня тревожит то, что сейчас очень много прекрасных специалистов в данной сфере и не будет ли этот путь ложным. Очень хотела высказаться, т.к. в Петербурге живу всего лишь месяц и с поддержкой сложно. Я понимаю, что всегда есть смысл заниматься тем, чем хочешь, но очень хочется услышать от уже бывалых людей, что после 30 возможно встать на путь визуализатора!