Наша новая игра 8 сентября в раннем доступе на steam



3D аниматоры спят на работе над фильмом Хоббит

Введение.

Сейчас сложилась очень печальная ситуация для 3D художников. Докатилось до митингов VFX-художников во время вручения наград Оскар, где фильм "Жизнь Пи" получил высшую награду за спецэффекты в фильме, а те кто делали эти спецэффекты остались без зарплат.

И хотя эта ситуация имеет две стороны, но одна сторона не лучше другой.

Да, с одной стороны кажется, что если зарубежные монстры VFX индустрии становятся банкротами, то у наших студий (а украинские студии стоят почти наравне с индийскими или китайскими по дешевизне продукта) появляется шанс взять их заказы. Но с другой стороны, радости от этого никакой! Абсолютно! Поскольку условия зарубежные киностудии ставят жесткие (как по деньгам и срокам, так и по качеству результата). Поэтому работа то может и появляется, но это реально рабский труд.

Когда я был на киевском CG Ивенте и слушал доклады студий, которые работали над зарубежными проектами, то всегда звучала приблизительно одинаковая фраза: "..бюджет был очень маленьким, а сроки невероятно сжаты, так что только наша русская смекалка позволяла выдать голливудское качество в такой срок и за такие гроши..". А дальше через несколько секунд еще одна фраза: "..но ведь мы же знаем, что если мы покажем на что мы способны, то мы получим еще заказы и полноценно выйдем на американский рынок..". Задумайтесь! Какой ужас! Звучит это, как фраза Скота Росса из предыдущей моей статьи: "Я буду работать по 16 часов в день и ничего мне платить не нужно, ведь я же, чёрт побери, работаю над Звёздными Войнами!"

Я уже достаточно давно работаю сам на себя. Моя жена также работает на себя. Поэтому я по собственному опыту знаю, что однажды сделав заказчику работу за дёшево, вы НИКОГДА не сможете поднять планку стоимости!

Ценовая конкуренция - это отрицательная конкуренция. Это значит, что если вы сбросите цену, то и ваши конкуренты сбросят цену (хотя бы до вашего уровня). Вам опять придётся сбросить цену. И так до тех пор, пока вы и ваши конкуренты не будете работать за бесплатно.

Это как тот анекдот:

- Кум, а спорим на $100, что я съем ложку говна?
- А чего же, спорим! - говорит другой кум.
Съел кум говна ложку, а другой ему отдал $100. Но другому стало жалко $100 и он тоже говорит:
- А спорим, кум, я тоже съем ложку говна за $100?
- А чего ж, давай поспорим! - говорит первый кум.
Съел и второй кум ложку говна. Первый вернул ему $100. Стоят они вдвоём и один говорит:
- А не сдаётся ли тебе, кум, что мы на шару говна нажрались?

Вот это истинная природа ценовой конкуренции.

Причём, вы не думайте, что раз банкротами становятся анимационный студии, то это не затронет нас, обычных тридешников. Нет! Затронет! Уже давно затрагивает!

Посмотрите, к примеру, на аниматоров с процесса создания Хоббита (перемотайте сразу на 5-тую минуту 40-вую секунду):

Да, возможно, что именно на видео выше был стёб, но на реальных проектах такое происходит сплошь и рядом. Люди реально работают по 16 часов в сутки без выходных на протяжении недель, а иногда и месяцев!

Да что там говорить "люди", я сам так работал. Работа без выходных - это норма. А иногда приходилось работать трое суток подряд без сна. Это же сумасшествие!

Даже если вы исповедуете религию под названием "Но я ведь работаю над Хоббитом", то учтите, что в титрах появляется только 10% VFX-специалистов, которые в действительности работали над фильмом. Т.е. вы попросту говоря даже не сможете родным похвастаться, что вы есть в титрах Хоббита.

Подытожу. Киностудия давит на анимационную студию, анимационная студия давит на своих сотрудников. В итоге, если анимационная студия откажется работать или попросит больше денег и времени у киностудии, то киностудия попросту вносит анимационную студию в чёрный список и хрен она тогда получит заказы. А киностудий в мире всего шесть...

Если сотрудник попытается попросить оплаты переработанных часов (овертаймов), то анимационной студии выгоднее уволить его и нанять следующего раба на его место, поскольку денег от киностудии на овертаймы никто не дождётся.

Ладно, затянулось моё введение.

Что делать?

Если к вам обратился первый заказчик - это значит, что ваш уровень работы достоен того, чтобы за него платили. А раз так, то я предлагаю установить минимальный уровень почасовой оплаты за вашу работу, как 3D художника, 5$ в час. Если рассчитывать месячную зарплату (ЗП), то калькуляция такая $5 * 8 часов в день * 22 рабочих дня = $880 в месяц. Но поскольку это гарантированная ЗП, а не ненадёжный фриланс (когда заказы то есть, то их нету), то предлагаю принять минимальную зарплату тридешника $750 в месяц.

И не важно какой это заказчик. Это может быть компания, где ваша сестра вас посоветовала. Это может быть несведущий заказчик, думающий, что 3D это дёшево. Это может быть опытный заказчик, который знает, что 3D это дорого, но также знает, что можно найти школьника/студента, который сделает работу за отзыв.

Также не важно, какой это заказ. Это может быть рендер таблички, чтобы быстро и дёшево. Это может быть визуализация домика или комнаты. Это может быть анимация 3D логотипа. Это может быть моделирование табуретки...

Также не важен ваш опыт в 3D. Может вы только позавчера 3ds Max открыли. Может вы всё лето невылазно в Maya просидели. Может вы месяц в ZBrush скульптуры лепили.

Всё это действительно не важно! Важно лишь одно - к вам обратился ваш первый заказчик и спрашивает сколько будет стоить сделать вот такую фигулину. А раз он такое спрашивает, значит заказчик почему-то думает, что ваш результат ему подойдёт. И это самое главное!

Теперь важных два шага с вашей стороны:

  1. Вы должны понять, что час вашего времени не может стоить дешевле пяти долларов США ($5). А ваша ЗП не может быть меньше $750.
  2. Вы должны рассказать об этом всем кому только можно, чтобы аналогично действовали не только вы, но и любой другой тридешник. Делайте репост этой статьи у себя на блогах, в социальных сетях, на форумах и т.д.

Почему это сработает?

Я решил, что начать нужно именно с минимальной зарплаты. Я просто не стал изобретать велосипед и пошел якобы проторенным путём. Ведь у нас в государстве есть такие понятия, как минимальный прожиточный минимум и минимальный уровень зарплаты. То почему бы не создать минимальный рейт для тридешников.

Это сработает по двум причинам:

  1. Мелкие заказчики попросту не смогут найти дешёвых исполнителей, поскольку любой умный человек перед тем, как назвать цену за свой первый заказ, полезет в интернет с запросом "зарплата тридешника". Как результат, он наткнётся либо на эту статью, либо на ваш перепост. Уверен, вам хватит смелости назвать эту минимульную сумму заказчику.
  2. Анимационные студии будут формировать бюджет исходя уже из новых реалий. Если минимальную ЗП, которую будут просить вчерашние студенты/школьники будет на уровне $750, то тридешники с минимальным опытом будут просить еще больше. А что уж говорить о профи.

Что произойдёт?

Грубо говоря, 3D-художников и 3D-технарей будут уважать, как дорогих специалистов. Это значит, что любимое занятие, будет приносить не только удовольствие, но и деньги.

Кстати, если вы думаете, что вашу ситуацию изменит выезд за границу (США, Германия, Англия, Новая Зеландия, Канада), то вы должны учитывать один факт. В контракте у тех, людей которые выезжают работать за границу, зачастую, прямым текстом прописано, что у них 100 (сто!) часовая рабочая неделя. Это 7 дней в неделю по 14 часов работы в день!

Как делать?

Следующий шаг - это просчитать сколько займёт по времени выполнение такого задания, если вы работаете на дому, а не в офисе. Сделать это очень легко.

Пишите (именно пишите) детальный план работы. По этому плану прикидываете сколько по вашему мнению займёт эта работа или спрашиваете об этом у поисковика. Прибавляете сюда время на рендер (если он нужен). Прибавляете сюда время на переписку с заказчиком. Благополучно умножаете получившиеся часы на два. Суммарные часы умножаете на 5$. Говорите сумму заказчику.

Самое главное, что вы должны понимать здесь, что получившиеся часы (к примеру, 13 часов) - это совершенно не значит, что работа займёт почти два дня (по 8 часов каждый). Нет. Вы должны сказать заказчику такую фразу: "Ввиду частичной занятости на эту работу уйдёт 3-4 дня". Но стоимость вы выставляете не как за 4 дня, а как за то время, что вы подсчитали.

Таким образом, у вас будет запас по времени, если вы просчитались. Также у вас будет возможность удивить заказчика более быстрым выполнением, если вы справитесь раньше. Или вы можете потратить запасное время на то, чтобы не просто выполнить работу, а шикарно выполнить работу. Ведь вы должны понимать, что каждая ваша работа должна попадать в ваше портфолио и чтобы её не стыдно было туда положить.

Ведь делая заказ для этого заказчика, вы создаёте результат, который привлечет к вам следующего заказчика.

Что не стоит делать.

Если вы уже работаете над каким-то проектом, то не стоит сразу же бежать к начальнику и говорить "хочу больше денег, поскольку я увидел вот эту статью". Это не причина увеличить вам ЗП. Когда вас брали на работу, вы сами озвучили свою цену. Вас никто за язык тогда не тянул.

Другое дело, когда вы отработали месяцев 9 - это общепринятый срок для пересмотра оплаты труда. Также причиной для пересмотра оплаты труда может послужить ваш невероятный прогресс как специалиста или начало нового проекта.

Страшно?

Да, страшно! Сомнений сразу целая куча:

  1. А вдруг он скажет, что это много?
  2. А вдруг он найдёт кого-то дешевле?
  3. А вдруг он скажет, что ему нужно быстрее?

Попробую развеять эти сомнения:

  1. А вы не подумали, что возможно он просто проверяет адекватность цен другого 3D-художника задавая вам этот вопрос? Я ведь всё это задумываю не для мгновенного результата вот прям сейчас, а для долгосрочной перспективы. Если эту статью прочитаете вы, а потом другие начинающие VFX-художники и технари, то в результате заказчик попросту может не найти "дешёвого" 3D специалиста. А учитывая тот факт, что местный заказчик вряд ли будет искать в качестве исполнителя индуса или китайца, то шансов найти подешевле у него попросту нет. Кстати, сейчас заказчики из России часто полагают, что исполнители из Украины или Белоруссии стоят дешевле местных. Вот так вот Украина выступает аналогом аутсорса в Индию 😉
  2. Да, на первых порах возможно так и будет. Но тот тридешник, который не смог устоять соблазну или попросту из-за неведения занизил цену, рано или поздно поймёт, что работать за отзыв - это не выход. Ведь ему также хочется и девушку в ресторан сводить и на море съездить. Поэтому, когда вы меня поддержите, то ниже этого минимального уровня стоимости не будет. Вы, возможно, спросите "А если кто-то сделает эту работу быстрее, к примеру, не за 13 часов, а за 6 и соответственно стоимость будет у него 6часов*$5=$30, а не 13часов*$5=$65?" Нет, не будет такого. Ведь тот, кто сделает быстрее - это уже опытный специалист, а час времени опытного специалиста будет стоить дороже, чем час времени начинающего.
  3. Если нужно быстрее, то это всегда дороже. Тот кто делает быстро, он уже набил руку, а значит имеет опыт, а значит ценит своё мастерство дороже.

Это круто жить в такое время.

Круто жить в такое время и быть причастным к чему-то великому и важному!



Подпишитесь на обновление блога (вот 3 причины для этого).
Введите ваш e-mail:


Верю, у нас всё получится!




Вам понравилась статья? Хотите отблагодарить автора? Расскажите о ней друзьям.
Или подпишитесь на обновление блога по E-Mail.

Введите ваш e-mail (используется только для отправления обновлений блога):

комментария 73 к статье “Минимальная зарплата для 3D-художника или VFX-специалиста”

  1. Печально всё это ) Сам можно сказать начинаю продвигать себя в 3д индустрии, совершенствуя свои навыки во всяких аспектах. Через несколько месяцев заведя «достойное» портфолио планирую выйти на европейский рынок… Верней планировал до прочтения статьи) может не всё так дурно на самом деле?)

    • Да, возможно, что кому-то ситуация покажется печальной. Но вы спросите у своих родителей, многие из которых сейчас получают зарплату ниже многих начинающих тридешников, но еще и работают на ненавистной работе (или работе, которая, как минимум не приносит удовольствия).
      Вот пример 3D-художника, который поставил себе планку и получает заказы несмотря на цену выше, чем у других — https://www.free-lance.ru/users/DesertBull/?f=8&stamp=67697

      • за его плечами 8 лет работы и опыта и работы на должном уровне. Он делает за 5 дней работу, которую другой мог бы делать подобную месяц , а то и дольше..
        Просто факт, ничего больше.

      • Вот честно не увидел там ничего что стоило бы этих денег. Как не старался ).

        • а вы заказчик или визуализатор? работа мощная, моделирование текстурирование визуализация и постобработка хорошая. Цены нормальные для меня как 3дшника. Круто что такие цены у него.

  2. Юр, ну ты действительно революционер! :))))
    Перепост сделаю.
    Но вот скажу ещё раз—нет универсальных ситуаций.
    А вот как быть с «проектом мечты», где никто никому по идее платить и не должен, но все осознанно члены команды делают этот проект, чтобы он просто был! Это не понять тем, кто ставит цель заработать минимальную зарплату. потому как в данном случае даже о минимуме речи быть не может и в этой ситуации из за нехватки времени лично я готова брать маленький заказ менее 750 у.е в месяц, чтобы как то жить.
    И потом… существует такое мнение что зарплаты больше в столице и меньше на периферии. якобы и затраты другие, оттого и разница есть. как быть с этим?
    Ох, сложная эта тема…Тут не то чтобы спорить или революцию поднимать и кому то что то доказывать… Тут надо всё таки подумать..
    Вот лично мне всегда неудобно поднимать планку в цене, если я точно знаю, что пока умею мало или кто то может сделать лучше и это будет стоить этих же денег…
    понимаю, что на данный момент у меня уже уровень не такой как у новичка, вчера открывшего Майку… но как рассчитать эту разницу между минималкой и тем что ты же прошёл и получил какой то опыт.?

    • Всё просто. У нас в стране минимальная пенсия и зарплата не берут в учёт географическую принадлежность.
      Более того, мы ведь живём в век Интернета. Поэтому все имеем одно место работы — Интернет.
      Человек из села имеет доступ ко всем тем урокам, что и человек из столицы.

  3. блин,как же хочется,чтоб все тридешники в один день взбунтовались…Юрий,у меня вопрос—в какой мере это касается метпайнтеров,да и касается ли вобще?а художников\концепт артистов?и кто виноват в том,что случилось с Райм энд Хьюс?мож не было бы счастья?ведь не случись такого—никто бы не вспомнил про условия тридешников,нет?

    • Всех касается, кому эта ситуация не безразлична!
      Художники (в том числе и концепт художники) — это люди, с которых вообще любой серьёзный 3D проект начинается. Как же без них?
      Мейтпейнтеры… а вы видели вот эту картинку?
      Вот так выглядели бы все фильмы без VFX-специалистов
      Вот так выглядели бы все фильмы без них. Без нас!

      • да у меня уже профиль фейсбушный в рир перекрашен)))там тоже революшн нехилый)))буквально вчера смотрел в кинотеатре Охотники на ведьм «тридэ»(имхо спецэффекты как-то топорно сделаны)—вот смотрел и думал,как можно это сотворить в том или ином пакете,сколько же времени уходит на все это,сколько рендер-часов…а рядом сидели «обнаковенные» люди и просто восхищались тем или иным эпизодом…я это к тому,что 90% зрителей так и не дают себе отчета в том,каких усилий и трудов стоит все это сделать,а ведь среди этих процентов как раз таки и сидят те,от кого зависит судьба студий)))

    • Следует сделать как недавно поступили стокеры в отношении фотолии(фотобанка), просто тупо удалили все свои работы оттуда, ибонех демпинговать рынок.

  4. ИМХО. Настоящий художник не должен думать о деньгах. В первую очередь он должен думать о творчестве. Если у художника в голове на первом месте деньги это уже коммерция, а не творчество. А коммерция и творчество вещи не совместимые 😉

    • Абсолютно згоден. Я думав що на першій роботі треба заробляти багато. А це вже думка про грошей.
      Я раджу Вам всім прислухатися до себе і відчути Ваше істинне відчуття творчості. Настоювати на своєму. Саме це і є сила творчості. Тільки так стане людина успішною, і вже тоді карєра піде. А далі маючи такий профі-досвід можна вже не перейматися про грошей. Хоча я думаю що і професіонали тоже можуть мало заробляти.

    • Давайте будем разграничивать творчество и работу.
      Если человек просит за свои ваяния денег — это уже не творчество. И вот здесь вступает в силу моё предложение.
      Если человек хочет творить, он создаёт персональные работы в свободное от работы время и бесплатно (не продавая билеты) выкладывает свои изображения или анимацию в интернет.

      Подумайте с другой стороны, на этом «творчестве» киностудии поднимают по миллиарду долларов за фильм…
      И чем сейчас является сага «Звёздные Войны» или творения Гигера для «Чужого», как не классикой. Это же современный аналог картин Моне или Пикассо.

      Так что я не согласен с вами двумя 🙂

    • Вот из-за такого подхода и все вышеперечисленные проблемы, «Зачем мне деньги, я же работаю над Звездными Войнами!»

    • ХАХА , такая позиция провакационна и она на руку заказчику !! он любит такими формами выражаться )))))))))))

  5. Не…
    1. $5 долларов? За час? 750 в месяц? Да вы выжить в Москве с такими деньгами не сможете. Только индусы могут просить меньше. К тому же сколько бы человек эту статью не просмотрело, уже слишком давно на рынке труда торчат бездумные шалопаи и толпы индусов, которые готовы на $10 сделать новый автар, и перебить эту саранчу уже не представляется возможным. А заказчики как всегда хотят сэкономить, не понимают что каких денег стоит, не знаю сами что хотят, и, самое главное — чаще всего они сами заинтересованны не в результате а в своего рода откате, и вместо выделенных на проект 100т передают испольнителю только 10, и 90 кладуд в карман. Я сам, и как 3d-шник и как web-дизайнер кучу времени проводил на биржах, как на наших так и на западных. На наших тебя сбивают с ног те, кто готов работать за отзыв и делают откровенный мусор, и компании, которые без зазрения совести представляются фрилансерами, показывая студийные портфолио. Конечно и на тех и на других заказчики клюют, последствия объяснять излишне. На западных биржах набегает толпа индусов и сбивает цену до невозможно низкого уровня. В резальтате выходит то же самое г. И эта статья не в силах что-либо изменить, потому что всегда есть тупые и жадные заказчики и такие же тупые и голодные непрофессионалы.
    Извините за, быть может, излишнюю резкость суждений, но я всё это видел изнутри и знаю о чём говорю.

    • Дело не в статье, дело в вашем неверии. Чем вы, Anri, лучше этих «бездумных шалопаев и толп индусов, которые готовы на $10 сделать новый автар», если вы вместо того, чтобы что-то сделать в лучшую сторону, пишите этот комментарий полный уныния и тоски сдавшегося человека?
      Это не переход на личности (извините, если это так прозвучало для вас). Это просьба быть лучше, чем вся ТА толпа, хотя бы на словах, если не на деле.

      • Да, согласен, несколько пессимистично звучит. Но веры в то, что что-то может измениться (без революции, по меньшей мере 😉 действительно мало. Я бьюсь за каждый заказ, но отвечает мне очень мало заказчиков. И действовать как предлагаете вы не выходит — после оглашения стоимости работы, даже сильно заниженной, не говоря уже о адекватной, в ответ — молчание. Заказчиков просто пугают такие расценки, они неадекватны на рынке.

        • А кто говорит, что мы сейчас начинаем НЕ революцию?

          • Заманчиво)

          • Понимаете, одной статьёй не сделать революции. Ну даже если её все прочитают, кушать всё равно хочется, заказчики всё равно жадные, — цены не поднимутся.
            Пессимизм? Не а, реализм.

          • Это звучит так, как будто вы не верите в то, что ручей начинается с капли, а лавина из снежинки.

  6. Тема уже поднималась на этом блоге! Автор вырос и уже вижу здравый взгляд на вещи, респект!
    Вижу между комментаторами спор на счет 5$ в глубинке и в Москве. Мое мнение такое. Тот, кто живет в Москве или любом другом Мегаполисе имеет куда большие шансы устроиться на работу с зарплатой больше чем 750 баксов! Соответственно им в принципе делать нечего на фрилансе. Разве что только имея постоянных клиентов. Другое дело с людьми из глубинки, где расходы на жизнь куда меньше чем в Москве, 750 баксов, поверьте, это реальные деньги!
    И на счет всего остального. Сейчас время такое, оно заставляет нас быть не только творческими людьми. Мы обязаны думать как маркетологи! Если ты не умеешь себя показать то какой бы ты ни был мегамонстр, просто выложить свои работы на фриласере или на рендере, ничего тебе не дадут.
    Надо учиться себя продавать и предлагать. Как это не смешно, надо учиться у проституток ))) Если она будет стоять в глубине улицы-в темноте, никто ее никогда не снимет ) надо показывать всевозможными способами свои прелести проезжающим машинам, как можно активнее! Надо навязывать себя, влазить вперед конкурентов и т.д и т.п.
    Переломите себя, оторвитесь от компа, сходите на выставку, съездите в областной центр на Event, посетите сборище рекламщиков. Ищите людей которые активно делятся своим опытом на блогах вроде этого, свяжитесь с ними, узнайте скайп, аську, общайтесь с ним. Заводите как можно больше профессиональных знакомств. Не виртуальных, реальных! Порой это срабатывает куда лучше чем крутой портфель. Удачи всем.

    • Спасибо за коммент!
      Насчёт реальных знакомств, общения, —в самую точку! Это я поняла после своей второй поездки на Ивент.

      • Я вот был на трёх подобных мероприятиях (на самом ивенте не был) и ни одного знакомства завязать не удалось. Все ходят групками и никто ни с кем менее крутым чем он сам (а в основном они все думают что они самые крутые) общаться не желают 🙂

        • А приезжайте на Киевский Ивент! Я познакомлюсь с вами. Я не крутая, в индустрии чуть больше 2ух лет. Но с удовольствием пообщаюсь! 🙂
          Я на Ивенте познакомилась с Юрой ( помню как сейчас нашу первую с ним встречу!))) ), со Скифом, с Еленой Беспаловой, Иваном Смирновым — очень интересные люди. И в реале увидела многих из тех, с кем переписывалась в онлайне во время учёбы или обсуждения каких то 3дешных тем.

          • Спасибо 🙂 Я, правда, в Москве)
            Но, что странно, в отличии от общения в среде программистов (а в начале я был одним из них), общение с CG-шниками не удаётся. Какая-то закрытость, неприветливость, неразговорчивость… Я знаю только одного человека который не соответствует моему описанию. Это очень грустно, чувствуешь себя совершенно одиноким в професии

          • Anri, ну и что что в Москве!? ))
            Много москвичей было в Киеве в прошлом году. И мы ж в Москву ездим из Украины. Приезжайте и Вы к нам! Киев красивый город, Вам понравится! Заодно будет повод и познакомиться и поговорить. )
            Насчёт закрытости —есть такое среди ребят. Стараюсь открываться, чтобы ребята тоже были более приветливыми. Иногда удаётся, иногда —нет. Все разные. Но Вы не одиноки, поверьте! 🙂

          • Во, во. У «них» за кордоном, люди более открыты и приветливы 🙂 А у «нас» это исключение чем правило…ментальность.

          • >>Какая-то закрытость, неприветливость, неразговорчивость… Я знаю только одного человека который не соответствует моему описанию. Это очень грустно, чувствуешь себя совершенно одиноким в професии

            Кстати, тоже заметил. Почти все 3d-шники кого я знаю лично — интроверты и не очень общительные. Сам такой же )

  7. Прочитал статью, для меня это виделось так…
    «Да, все плохо, будем что-то менять !»

    Прочитал комментарии, теперь это выглядит так…
    «Да, все плохо, уже нечего не изменить !»

    Сам по этому поводу конкретной точки зрения не имею, но подход и идею одобряю. Просто я стоимость работы оцениваю (не адекватно) чисто исходя из личных нужд. (Семьи пока нету, весь заработок трачу на «фигню всякую»).

    Надо что-то — заламываю цену. Хочется чего-то — повышаю цену.
    Нахожусь в зоне комфорта — могу и ради «интереса/удовольствия» сделать что-то за копейки.

    Так что можно сказать позиционирую себя как «Студента» который не против поработать на… Пиво/Мышку/Видео-карту/Дорогой телевизор.
    Такой вот разброс 🙂 Была бы семья, быть может я более серьезно к этому относился… Пока так…

  8. Страшно, да очень страшно. Особенно когда новичок. И особенно когда сытый новичок (который имеет какой-то постоянный «дневной »доход). Думаешь, ну хорошо) помучаюсь месяцок с проектом за 100$, хотя на этот проект в результате угроблены все вечера и ночи двух месяцев, и заказчик твой бангладешка, которая сидит в UK и по ходу поекта придумывает все новые и новые приколы. А о ценах то договаривались на берегу. Но опыт важнее, и мне стыдно, что так цены занижаю, но все равно делаю так. Да в пофиле стоит 5$ в час, но иногда заказчик ставит – у меня бюджет такой-то, не больше.
    Сложно. И индусы кстати тоже не дураки, уже много видела тех, кто на бирже подраскутился, опытный, и ставит в час 22$ О_о Так что не все индусы за еду работают. Да и настроения у индусов тоже бытуют – что хватит за еду работать. Только их еще и больше в количественных пропорциях.
    Хорошо, что эти темы появляются. Естественно найдутся такие, кто возьмутся за старое. Как в школе, все договорились коллективно прогулять, а кто-то пошел все равно на урок.
    Но революции быть! не будь революций в свое время, нормой рабочего дня по сей день были бы какие нибудь 12 часов и так далее по тексту истории

  9. Отличная статья. Спасибо за труд. Перепост обязателен.

  10. Мне бы очень бы хотелось еще посмотреть какое-нибуть много часовое видео, что-то на подобии того «Making off » «Процесс создания хоббитов», по теме: как делают звук в студиях,. Очень понравилось! 🙂

  11. Хорошая статья, пусть начинающие сделают для себя выводы. Но если честно, то по-моему мнению ситуация будет ухудшаться (говорю не только про 3д). Во-первых сейчас экономический кризис в мире, и потребители вибирают более дешевый товар или услугу. Во-вторых на рынок выходят китайци с сумашедшим демпингом.
    Но революция нужна в любом случае.
    У нас в Украине, если взять средние зарплаты на сегодня в 2000-5000 грн (250-625$). Условия труда тоже оставляют желать лучшего. Потому многие молодые люди хотят быть дизайнерами, фотографами, консультантами, копирайтерами и менеджерами поскольку, по их мнению это легкий заработок по сравнению с трудом строителя, сантехника и металлурга. И если такая тенденция сохраниться, то скоро будет (и уже есть) острая нехватка рабочих технических специальностей типа токарь, слесарь, сварщик и т д. Я веду к тому, что со временем стоимость труда копирайтера будет падать, а зарплата сварщика возрастать.

    • Какой демпинг… китайцы зарабатывают больше нас.

      • Да, именно так и обстоят дела: в Украине намного дешевле делать 3D (даже дешевле, чем в Китае)

  12. Я с детства мечтал стать конструктором и все годы я упорно надеялся им стать ибо знал, что это мой путь. Сейчас мне 22… И только начав работать я смог себе позволить покупку компьютера и наконец начал рендерить свою мечту. Параллельно я ишачу на меткомбинате сменным электриком за $300, дышу известью и ферросплавной пылью, днем и ночью, в дождь и мороз. Вижу что рано полностью связывать свою жизнь только с 3д. Но вижу, что данная статья вызывает все больший резонанс, и поэтому аргументирую свои вышеизложеннные сопли — ХОЧЕТСЯ ХОТЬ В CG-сфере ВИДЕТЬ ДОСТОЙНЫЕ ТРУДА ЦЕНЫ !
    Я понимаю, что этот вопрос очень конфронтальный, но я уверен что ни один художник не захочет получать столько, сколько получает продавец шаурмы.

  13. А вообще лучше профсоюз организовать . Что бы , как однажды рассказывал Вендровский из Ритм&Хьюс. Как в Диснее , после образования профоюза художников их зп выросли до 200К в месяц. И нужно прекращать с порочной практикой : подписываем договор о неразглашении, намекаем о хорошем портфолио после выполнения заказа, работу делаем а потом за неё не платим. Это крайне негативно сказывается на всей индустрии. Будьте благоразумны.

    • А про профсоюзы интересная идея. Туманная, но интересная!..

    • подилитесь информацией по Диснею, где взяли если не секрет, что там за профсоюз они организовали?

    • Я тоже вспомнил о профсоюзе, когда прочитал статьи, спасибо автору очень актуально!
      Все люди, которые зарабатывают на жизнь собственными руками и головой, будь то тридешник, художник или дизайнер итп, являются по сути ремесленниками.
      Суть и принцип заработка денег, в отличии от бизнеса, здесь проста и примитивна, со времен каменного века, несмотря на глобализацию и технологии, изменилась мало — сделал работу получил деньги, дальше сделал следующую работу — получил деньги, пропил, украл — тюрьма, шучу ха-ха 🙂
      Бизнес это следующая ступень развития производства — создавая условия работы для других, накапливается капитал для дальнейшей эксплуатации трудяг. Каждый «художник» мечает о своей студии…
      Наверно глобализация и интернет в этом плане дала на сегодняшний день только то, что отбросила нас всех, творческих личностей, на начало развития капиталистических отношений к жесткой эксплуатации между Китаем и Индией 🙂
      К сожалению не имея специального экономического образования мало кто знает и задумывается о таких казалось бы простых вопросах, до тех пор пока не прижмет. Вот мы с вами и останемся в каменном веке до тех пор, пока что-нибудь новое и технологичное не придумаем 😉 НАДО думать!

  14. У нас в Калининграде (это можно назвать глубинкой?) чувак в будке на парковке получает 5$ в час, (его работа — нажимать одну кнопку «поднятие шлагбаума»)

    Если вы готовы работать за такие же деньги, то мне вас даже не жалко 🙂

  15. да уж у китайцев ваще цены класс)

  16. Хе-хе, камрады…
    Ничто не ново под Солнцем.
    Просто где что-то не додано — то где-то перебор…
    В частности в киноиндустрии продюсеры и актеры-звёзды гребут лимоны, а аниматоры хоббита сосут … лапу.
    И так везде. Эксплуатация, жесткая и беспощадная есть основа капитализма.

  17. По профсоюзу Диснеевских Аниматоров инфы нету. А вот о причинах возникновения CG графики в кино есть что сказать. Зарплата голивудкского актёра начинается от 20 млн $ и за него работает команда юристов, продюсеров и тп. Поэтому выгодно делать CG , тк это обходится много дешевле. Так сказал Вендровский, бывший наш соотечественник, сейчас работает в Голливуде.

  18. Я поддерживаю) С меня репост

  19. Юра, здравствуй. Я недавно создал блог о 3d графике и хотел спросить про ре-пост этой статьи. Это полное её копирование или нужно что-то изменить (сделать рерайт).
    Заранее спасибо.

  20. Что бы актеры получали 20 млн. им оочень долго приходится сосать лапу. Ждать кинопроб, снимать хату на троих. Почитайте биографию актеров. А насчет индусов, это не капитализм виноват, а глобализм и интернет, никто не обязан покупать дороже. НО, как только уровень жизни будет подниматься у индусов, так и расценки будут расти (что и происходит в Китае)

  21. Поделюсь опытом.
    Я в 3д графике 10 лет, фрилансю 6 лет.
    Изначально брался за любую работу, учился на собственных ошибках.
    Где то через 1,5-2 года вышел на 1000$ в месяц. В основном моделил, текстурировал и рендерил предметку, учился персонажке.
    3 год — забугорная студия предложила аутсорс по сульпту — 1200$.Работал год.
    4 год нашел аутсор — скульптор персонажей за 1500$, полтора года и контора развалилась.
    На тот момент я неплохо скульптил, моделил и текстурировал персонажей, как мне тогда казалось ) Полгода я отказывался от «низкооплачиваемых» заказов, не хотел понижать планку…. но потом резко захотелось кушать )
    С тех пор занимаюсь исключительно персонажами и мне с трудом удается выходить на 800, несмотря на то что работать я стал продуктивнее и качественнее.
    Я постоянно пробую разные варианты, даже когда есть работа не перестаю искать и пытаться найти более выгодный заказ…
    Но, к сожалению, должен признать что все сводится к везению и среднему работнику достаточно тяжело найти хорошо оплачиваемый фриланс.

    Спасибо, поныл 🙂

    А продолжаю я этим заниматься только из-за того что иногда моя работа мне ужасно нравится.

  22. 10 лет на производстве медиа-продукции (ТВ дизайн, реклама и т.п. — 2D/3D)
    1 год чисто на себя.
    Мне сейчас 30, есть жена + 1 ребенок.
    Доходы в совокупности выросли в 5-7 раз (годовой доход)
    ПЛЮСЫ: сам себе хозяин и своему рабочему времени, научился считать деньги, откладывать, думать о вложениях и будущем заработанной прибыли, перераспределять доходы. Авторитет растет мой лично, а не тех контор и «хозяев», на которых горбатился 10 лет и приносил им прибыль. Собственно — заказов больше, связей, новых знакомств. Есть возможности отдыха тогда, когда считаю это нужным мне лично (для отдыха в целом и собирание мыслей в кучу:)))). Можно много еще приводить доводов и плюсов «работы на себя». Скажу лишь одно — сколько плюсов, столько и минусов, одним из главных коим является ЛЕНЬ и ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.
    А итого прост. Работать на себя, вести бизнес (ИМЕННО БИЗНЕС в медиа сфере, а не творчество), расти, развивать новые полезные качества, делать то, что тебе нравится (произвосдтво) и УМЕТЬ получать за это достойные деньги — НЕ КАЖДОМУ ДАНО!!!!!
    Подписываться фрилансеру на 750$ или 7500$ (если он смог стать настоящим хозяином своей жизни и работы на себя) — решать каждому индивидуально. Все мы разные и цели у нас такие же.
    Повторюсь — работа в сфере 2D/3D индустрии — НЕ ДЛЯ ВСЕХ!!!
    За 10 лет много моих коллег сменили деятельность координально из-за всех доводов приведенных в этой статье выше.
    P.S. Если у тебя есть деньги и семья твоя жрать не просит — почему бы и не поработать ради опыта и «Звездных войнов». 🙂

    • Это здорово. Но у Вас уже было наработано портфолио. А как быть, например, мне? Где искать работу, или к кому стучаться работать аутсорсером? Как зацепиться человеку, у которого полторы работы в портфолио?
      Я уж обнаглею и спрошу прямо — Вы знаете команду/компанию/группу к которой можно присоединиться такому человеку?

      • Да полно таких! Небольшие компании, которые нарабатывают себе имя и собственно работы — ну просто не могут платить сразу спецам широкого или узкого профиля. Ищут молодых, талантливых, готовых вместе с этой компанией наработать опыт в данной сфере. Естественно минус есть один большой. Деньги не большие, заказы простые, команды слаженной как таковой нет. НО! Если у вас в портфолио полторы работы — такие маленькие компании (порой работающие вообще на один проект) самое то! Дерзайте, пробуйте, ищите! Важное в наше тяжелое время — не опускать руки и не сдаваться.
        А «пиксар»…. да что Pixar — некуда он не денется. Будет должный уровень и желание вкалывать за еду на «Звездные войны» — Welcome to Pixar ))))

        • А вот как найти такие компании? Я пытался разыскать хотя бы на рендере, но никого не нашёл

          • work.ua
            rabota.ua
            jooble.com.ua

            gamedev.ru
            dtf.ru

            🙂 сама ради интереса отслеживаю позишки, если с поступлением провалюсь, то буду искать работу по 3d, хоть за еду для первого времени

          • Вот правильно, давай за еду работай, только первое время может затянуться навсегда из за тысяч таких же «студентов» 😉

          • Увы, я живу во втором по дороговизне (хотя возможно даже равном по дороговизне) городе в Украине, что сформоровало планку «за еду» в размере 5000 грн, что в принципе я и получаю на своей хорошей для Севастополя работе, но меняю работу потому что хочу быть в гармонии с ремеслом. Естественно менее чем на 5000 грн я не согласна, но и более требовать не могу ввиду отсутствия опыта. Конечно я хочу большего! Но в Украине, при 0,1 опыта в резюме на большее явно расчитывать нельзя. Да и в России я смотрю тоже. Поэтому и не очень хочу оставаться в СНГ.

  23. Самое главное условие капиталистических отношений во всем мире — УМЕНИЕ ПРОДАВАТЬ СЕБЯ И СВОИ ТАЛАНТЫ! (услуги, товары и пр.)
    А методы… Они все хороши, если в рамках закона и своей собственной совести 🙂

  24. В последнее время меня завалили тоже вопросами, схожими как в комментариях. Я даже статью написал. Думаю админ, поймет, и ссылочку не будет удалять. http://tridaykl.pp.ua/3d/119-kak-najti-rabotu-i-uderzhat-klientov-nachinayushhemu-3d-shniku.html

  25. Интересная статья, мне понравилось то что человек трезво смотрит на вещи. Зарядить можно столько сколько унесешь, и продать себя можно дорого. Это конечно же развитый капитализм. М причем везде не только у художников, так же и строители и те кто обслуживает. Согласен проф услуги стоят дороже, потому что профессионалом чтобы стать надо еще и вложить кучу времени, денег и трудов в то что называется навык. Но если взять новичка и профа, последний работу может сделать быстрее в разы и вот от этого можно оттолкнуться, надо быстро и качественно — значит плата должна быть достойной. А те кто учится и завтра будет профом или не будет, может оценовать свой труд по схеме время-результат. И это правильно. Я также начинал правда не в сфере 3д художников. Трезвая оценка свои возможностей — это как раз один из настоящих навыков профи. И эта статья тому доказательство. Алан Карр сказал, «хочешь зарабатывать иди работай, а хочешь разбогатеть придумай что то другое». Чтобы придумать что то надо сначала повертется в этой сфере, оценить себя, сравнить и понять готов ли ты, все бросить ради «золотого тельца»! Автору статьи большой респект, особенно за его уроки по 3д! В наше время не многие могут просто рассказывать о сложном, — это тоже одно из качеств профи.

  26. Хорошая статья, но как уже было написано выше некоторыми ребятами, сумма о которой вы говорите действительно смешная. На мой взгляд эта работа должна оценивается как творческая работа а не как продажа помидоров на базаре. Это творчество, и сколько бы ты не работал часов в день оценивать нужно исходя именно из этого. И все зависит не от дешевизны продукта а от качества его воплощения.

    • А чем творческая работа выше остальных? В естественном понимании сути труда, работнику платят деньги за то, чего он, просто как абстрактный человек, делать не хочет. А хочет он удовлетворять свои потребности и самореализовываться, в том числе через творчество. Хочешь карандаши и холст? Плати! Хочешь нарисовать сагу звездных войн? Плати! То есть работа, которая нравится — ни что иное как социальный паразитизм, либо у работника психическое отклонение.

      Это к Вашему тезису про помидоры. Человек, целый день стоявший на жаре, продавая помидоры, выполнил работу, за которую должен получить вознаграждение. Художник — самореализовавшийся через некий заказ — заплатить заказчику за самореализацию и взять с него плату за издержки. А это может быть как плюс так и минус.

      Это легко подтверждается в жизни. Никто вам не заплатит за поедание печенек. За это заплатите Вы. В то же время визуализатор, который кропеет над каждой прихотью заказчика, проклиная все в три черта, выполняет самую настоящую работу, за которую должен получить вознаграждение.

      В этом и есть суть денег. Вы их зарабатываете, когда что-то отдаете (время, силы и т.д.), а не когда получаете (удовлетворение потребностей или самореализацию).

      Поэтому студентики и делают работы за отзыв, что сумма выполнения заказа равна сумме покупки заказа с целью самореализации. Они не демпингуют, они просто упрощают вычисления.

  27. Да тема старая. Есть такой ресурс как Udo, глянте сколько там предлагают за 3д и ведь находят тех кто делает. Пока есть такие, дергаться бесполезняк как по мне. Приходится искать заказчиков нормальных, пока они еще есть

  28. Чепуха, никто ничего не сможет диктовать рынку. Никто ни с кем не сможет договорится) рынку плевать ,сколько кто хочет(должен) получать(зарабатывать) .

  29. Тема старая и не до конца раскрыта. ребята, те кто имеют понятие о менеджменте или организации трудового процесса, понимают что цена услуги это не только зарплата.
    давайте посчитаем так. что 3д продукт это:
    1. работник, специалист в 3д
    2. Компьютер. хороший. дорогой. мы не в шашки играем.
    3. В идеальном и современном обществе еще и лицензии на ПО.
    4. затраты на 3д модели для ускорения процесса.
    5. по возможности ресурс на рендер (ак
    коунт на рендер ферме или мини ферма)

    причем если п.1 со временем становится опытней и растет, то п.2-4 со временем устаревают. так вот скажем мы покупаем компьютер около 2000 и ПО (приступникам использующим ПО с лекарством не место в 3д искусстве) 3дмакс 3000 и вирэй 600 и скажем выделяем по соточке в месяц на различные затраты (модели, текстуры, электроэнергия, и.т.п). и скажем это все надо окупить за два года. 2000+3000+600+24*100=8000
    и вот эти 8000 делим на 24 месяца. 333 единицы в месяц, ребята. а это так сказать половина вашей предложенной зп. и это с учетом работы на дому.
    так что ребята, давайте ценить наше дело и сделаем так чтобы наше дело ценили. всетаки не в крестики нолики на песке играем.
    всего доброго.

  30. Задела эта тема! Бесит что актеры, спортсмены и тд. получают кучю бабла.
    А прикиньте если бы 3D-шников не стало? Вернулись бы в 80-е! Ни нормальной киноиндустрии, рекламы, произведства, строительства, архитектуры, гейминдустрии! Надо с этим что то делать!

  31. Здравствуйте Юрий. Замечательная статья. Я прочитал половину комментов к ней и не знаю писал ли кто-то подобное тому, что сейчас озвучу. Значится так. Ситуация с рабскими ценами складывается из за собственно расхлябанности и не структурированности рынка 3-Д услуг, то есть назрело создание, не побоюсь этого слова, профсоюза 3-дэшников. По крайней мере на рынке СНГ. И кто-то должен возглавить это движение, и это должен быть достаточно компетентный и авторитетный человек в нашей сфере. Собственно вам Юрий я и предлагаю создать такое движение. Как оно должно реально воплотиться? На мой взгляд нужен специально созданный под это дело сайт посвященный исключительно этому вопросу (без разных там уроков и обсуждений 3-д тем). Сделать в нем разделы для каждой 3-Д профессии, ну то есть отдельно для Визуализаторов (интерьерщиков), отдельно для моделлеров, аниматоров и т.д. И в каждом разделе четко для начала указать действительно минимальный порог и дальше уже рекомендации относительно повышения своего ценника в зависимости от текущего уровня мастерства в каждой из этих профессий. Можно еще продумать разную полезную нагрузку которую может нести этот ресурс. Как заинтересовать людей? Конечно все произойдет не за один месяц или даже год, но за 2-4 года планомерной работы этого ресурса я думаю уже будут видны результаты. Ведь все мы будем жить еще очень долго и не помрем дружно завтра, так что все (в зависимости от своего уровня Айкью) раньше или позже придут к выводу, что от такого профсоюза все только выиграют. Ведь действительно, если ты только начал барахтаться в этой сфере (как я например только 1,5 года), то в результате ты уже будешь стартовать с приличного дохода, а профи естественно станут получать еще большую достойную з/п. То бишь создается сайт-профсоюз, организовывается членство в нем, и начинается планомерное оповещение всех 3-дэшников о его существовании через рекламу и т.п. Для начала в него зайдут все интерьерщики с 3ДДД, потом аниматоры, моделлеры которые сидят на других сайтах и т.д. Из плюшек можно придумать создание некой общей базы нормальных моделей (уровня Про на 3ДДД), которая будет храниться например на ЯндексДиске и доступ к которой получают все члены профсоюза (наконец пошлем все дружно этот конченный сайт 3ДДД, один хрен там копейки зарабатывают даже те у кого на акке тьма Про-моделлей), можно еще много чего продумать при создании такого ресурса. Но при этом одно из главных требований — доступ к этому ресурсу и членство в нем должны быть абсолютно бесплатны (по крайней мере первые несколько лет, потом уже возможны минимальные членские взносы на развитие сайта и т.п.). И повторюсь возглавить все это должен авторитетный человек или группа таких лиц. На самом деле, я думаю, людей работающих в сфере 3-Д на рынке СНГ всего-то 2-3 тысячи и всем объединиться не составляет какую-то сверх сложную задачу. Если что пишите мне на мыло, я как личность творческая может внесу свой вклад в идейном плане.

  32. Здравствуйте! Очень адекватный, справедливый и достойный подход к вопросу оплаты труда! Это справедливо для любой сферы работы «вольного художника». Поддерживаю от всего сердца и намерен поддерживать нашу позицию!

  33. Всем привет. Прочтя статью не смог остатся в стороне, печально что те люди которые делают красивые и восхитительные произведения будь то анимация ,прекрасные модели и замечательные игры вкладывая свою жизнь и время — зарабатывают не достаточно. Я начинающий в этой области (больше хобби) и пришел из мира Java ..помоему эта статья действует как своего рода барьер. Если вы делаете то от чего получаете удовольствие и вдохновление то вас не собьет с пути неудачи и падения, негативные отзывы и эта статья..
    Могу заметить что как и в любом бизнесе , рабочим достается всегда меньшая часть дохода, думаю что особенность в том что в творческих людях нет или слабо выраженна бизнес жилка мало наглости и твердости в позиции и это естественно ,у них творчество выше наживы.Если вы хотите больше зарабатывать всегда есть возмость работать за большие деньги вопрос будете ли вы счасливы и довольны тем что делаете.
    Немного занудно и пафосно скажу..
    Будьте крепки в своем стремлении ,неостановимы ,перестаньте колебатся и слушать как все плохо и сложно , отбросьте то что о вас говорят..просто совершенствуйтесь во всем в творчестве в наглости в комуникациях.. и все будет так как надо.
    Удачи всем.. не останавливайтесь.

Извините, в данный момент комметарии закрыты.

© 2008 - 2018 3dyuriki.com
Для связи со мной 3dyuriki@gmail.com