Боке / bokeh (ударение на 'е') - это понятие, которое используется в фотографии и означает размытие (в переводе с японского), а точнее, боке - это субъективная характеристика красоты размытия.
Размытие мы получаем, когда часть объектов находятся вне глубины резкости (DoF).
Глубина резкости проявляется из-за того, что линзы фокусируют лучи света, исходящие из одной точки, в конус, вершина которого упирается в пленку/матрицу фотоаппарата (или видеокамеры). Высота этого конуса зависит от расстояния объекта до камеры и от взаиморасположения линз внутри камеры.
Если поверхность пленки/матрицы НЕ попадает точно на вершину конуса, то пересечение конуса и пленки/матрицы принимает форму круга - пятна рассеяния (circle of confusion).
По существу это означает, что 3D-точка превращается в круг, когда проецируется на пленку/матрицу и, таким образом, картинка размывается.
Поскольку при создании реалистичных 3D-изображений мы имитируем фотографию (а не то, как видит наш глаз), то соответственно мы должны в полной мере воспроизводить и эффект боке.
Примеры фотографий с красивым эффектом боке (с пятнами рассеяния):
Пятна рассеяния не обязательно должны быть круглыми и равномерно освещенными. Это зависит от формы отверстия диафрагмы и конфигурации линз.
Пятна рассеяния не обязательно должны быть столь выделяющимися. Вот фотография с НЕ таким заметным эффектом боке:
Но поскольку 3D-редакторы (вернее рендереры) только симулируют реальные эффекты, то боке получается иногда не совсем корректно.
Вот посмотрите, к примеру, на задний план на этом рендере дня. Вы сразу (теперь уже) заметите, что с эффектом боке что-то не то.
Дело в том, что V-Ray как-то странно визуализирует пятна рассеяния.
Эффект боке в V-Ray.
Эффекты боке по-умолчанию включены в V-Ray. Чтобы увидеть пятна рассеяния достаточно активизировать глубину резкости (поставить галочку depth-of-field) в настройках VRay-камеры:
blades - если поставить эту галочку, то пятна рассеяния будут НЕ кружочками, а n-угольниками. Цифра рядом устанавливает количество углов.
rotation (deg) - вращает многоугольники (эта настройка бесполезна, если пятна рассеяния круглые).
center bias - сдвигает максимум яркости пятна рассеяния к краям (если в положительную сторону увеличивать значение, то получатся бублики) или к центру (если в отрицательную). Значение 0 (ноль) означает, что пятно равномерно освещено от края к центру.
anisotropy - растягивает пятна рассеяния, чтобы они приняли элептическую форму.
Я для примера изменял значение subdivs на свитке Sampling. Вот что получилось:
DoF выключен.
DoF включен. Subdivs=6
DoF включен. Subdivs=12
DoF включен. Subdivs=24
DoF включен. Subdivs=48
DoF включен. Subdivs=96
Обратите особое внимание на пятно рассеяния на самой дальней полусфере: при шести сабдивах его вообще не видно.
Также обратите внимание на увеличение времени просчета (с 1 минуты до 24 минут) для получения сносного результата. И это на простейшей сцене.
Эффект боке в mental ray.
Чтобы получить пятна рассеяния в mental ray нужно в меню Rendering > нажть Render Setup > на закладке Renderer > в свитке Camera Effects > в области Camera Shaders > поставить галочку Lens > и выбрать шейдер Depth of Field / Bokeh:
Focus Plane - расстояние до объекта, который должен быть четким (НЕразмытым) на изображении.
Radius of Confusion - величина размытия.
Samples - качество размытия.
Имитация пятен рассеяния в Photoshop...
...и других программах для композа.
Очень часто для получения эффекта глубины резкости создают карту Z-глубины, а потом по ней блурят изображение (с помощью размытия по гауссу - Gaussian Blur) в Photoshop. Но в результате такого размытия мы не увидим никаких пятен рассеяния:
Имитация глубины резкости с помощью размытия по гауссу.
Чтобы эти самые circle of confusion появились нужно делать размытие с помощью Lens Blur:
Имитация пятен рассеяния с помощью Lens Blur.
Есть еще один вариант, как дешево создать красивый эффект боке. Нужно отрендерить изображение в 16-ти или 32-битный формат (EXR, к примеру, чтобы сохранилась ВСЯ информация о яркости), загнать в вашу любимую программу для композитинга (AE, Nuke, Fusion) и уже там размыть так, чтобы появились правильные пятна рассеяния.
Вам понравилась статья? Хотите отблагодарить автора? Расскажите о ней друзьям.
Или подпишитесь на обновление блога по E-Mail.
комментариев 9 к статье “Эффект боке (bokeh), пятна рассеяния | Словарь”
Извините, в данный момент комметарии закрыты.
Важное замечание по времени рендера DoF в V-Ray.
Если в семплере поставить серьёзные значения Rate или SubD, то разница во времени рендера от настроек DoF почти не зависит.
С недавнего времени картинки в блоге стали оттображаться сплюснутыми по вертикали, так что ничего не возможно разобрать(
А какой у вас браузер, Opera?
Если перезагрузить страничку, то картинки правильными становятся?
У меня, кстати, тоже — приходится перезагружать страницу раз по 5, прежде чем картинки примут нормальный вид. Opera 11, но на других сайтах всё в порядке.
Кстати, да. Та же фигня. Opera 11, только твой блог, Юр.
После обновления иногда всё норм, иногда пара всё равно так и остаются приплюснутыми.
И у меня тоже. Опера 11.
Решение такое: нужно всего лишь передернуть масштаб страницы ктрл+ролик мышки
Ошибку видел, но не могу понять в чем загвоздка. Проявляется только в Опере.
Красивый эффект если правда блурить не все изображение. За приемы работы с фотошопом, спасибо. Взял на заметку.
а с какими это настройками…а то у меня и самый первый вариант не получается…солнце, какоето уже и так слегка размытое…в чем подвох…???